Цель: Составление рассказа о проводах
русской зимы по сюжетным многофигурным картинам и опорному плану.
Задачи:
активизировать словарь по теме «Проводы русской зимы»;
словарь антонимов;
учить детей пониманию значений поговорок и пословиц;
учить детей правильно согласовывать имена
существительные с числительными один, три, пять в роде;
учить детей составлять рассказы о проводах русской
зимы по сюжетным многофигурным картинам и опорному плану;
развивать произвольное внимание, логическое мышление
детей.
Оборудование: сюжетные картинки и репродукции
картин известных русских художников с изображениями проводов русской зимы
(иллюстрации 12, 14), картинный план 8 (иллюстрация 8), специальные и призовые
фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия
речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Скажи
наоборот» :
|
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед
логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей.
Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает
мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Грустный человек. — Веселый
человек.
|
«Один —
три —пять»
|
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед
логопедом. Логопед называет различные словосочетания и бросает мяч кому-то из
детей. Ребенок ловит мяч, изменяет словосочетание по образцу и возвращает мяч
логопеду. Игра продолжается. Образец: «Богатырь съел блин». «Богатырь съел
один блин, три блина и пять блинов».
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.Объяснение
значений поговорки и пословицы. Логопед
объясняет детям значение поговорки «Не житье, а Масленица» и
пословицы «Не все
коту Масленица».
2.Введение в
тему занятия.
Логопед. Сегодня мы продолжим
знакомство с обычаями и традициями празднования Масленицы.
В былые времена в Москве и
Петербурге во время масленичных празднеств на главных площадях устраивались
катания на санях, строились большие ледяные горы, карусели, балаганы (уличные
театры). Дети играли в снежки и другие игры.
Излюбленным развлечением
взрослых была забава «Взятие снежной крепости», которая символизировала борьбу
наступающей весны с зимой. Молодые люди строили ледяные крепости с воротами,
внутрь которых помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» снежную
крепость: пешие лезли по ледяным стенам, а конные пытались ворваться через
ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания
«боя» победители и побежденные вместе шли пировать.
Вся площадь была наполнена
веселым гулом, криками восторженных ребятишек, песнями, звуками шарманок и
гармошек.
В последний день праздника с
радостными криками и песнями сжигали чучело Масленицы, изгоняя тем самым зиму.
3.
Составление рассказа о проводах русской зимы по сюжетным многофигурным картинам
и опорному плану.
Логопед. А сейчас внимательно
рассмотрите репродукции картин известных русских художников и пункты опорного
картинного плана. Составьте рассказ о празднике проводов русской зимы —
Масленице.
Вы уже знаете, что в любом
рассказе должен быть порядок. Давайте обсудим план нашего рассказа. (Логопед
называет пункты опорного плана и показывает последовательность их
расположения.)
Напоминаю, что за каждое
составленное предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А
если сможете составить полное «красивое» предложение, использовать в речи
сравнение, поговорку или пословицу, то можете получить еще и призовую красную
фишку.
Дети по очереди составляют предложения по репродукциям
картин и пунктам опорного плана, объединяют их в рассказ. Логопед следит за
ответами детей, помогает им в случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог
занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки и определяет самых
красноречивых рассказчиков. Логопед и дети аплодируют им.
|