Цель: Составление рассказа о зимующих
птицах по представлению (из личного опыта детей).
Задачи:
—- активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
учить пониманию значений многозначных слов;
учить детей правильно образовывать имена
существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в
форме множественного числа;
учить детей составлять рассказы о птицах по
представлению (из личного опыта);
развивать произвольное внимание, логическое мышление
детей.
Оборудование: картинки с изображениями зимующих и домашних
птиц, специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч,
магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия
речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Вспомни и
назови»
|
Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая
мяч друг другу по кругу, называть зимующих птиц и их признаки. Следить за
тем, чтобы дети не повторялись.
Например: Шустрый воробей. Серая ворона.
|
«Назови
ласково»
|
Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу.
Логопед называет зимующую птицу и признак, например: «Серые воробьи», и
бросает мяч кому-то из детей. Ребенок повит мяч, называет эту птицу и признак
ласково: «Серенькие воробышки», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
|
«Четвертый
лишний»
|
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
(Например, три картинки с изображениями домашних птиц, одна — с изображением
зимующей птицы.)
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
П. Основная часть занятия
1.Объяснение
значений многозначных слов.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов перо,
клевать, голубка.
2.Составление
рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей). Логопед. Вы уже много знаете о
различных птицах. Сегодня мы будем составлять рассказ о зимующих птицах по
представлению. Рассмотрите внимательно картинки, с изображениями зимующих птиц
и ответьте на вопросы.
Почему этих птиц назвали зимующими?
Чем питаются зимующие птицы?
Где зимой можно увидеть зимующих птиц?
Почему птицам зимой нужна помощь человека?
Как мы можем помочь зимой птицам?
А теперь нам нужно составить рассказ о зимующих
птицах. Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому
давайте обсудим план нашего рассказа.
Устный план
рассказа
Сначала нужно перечислить по
картинкам птиц и сказать, к какой группе относятся эти птицы.
Затем нужно рассказать об
особенностях жизни зимующих птиц.
После этого каждый из вас
выберет изображение любой птички и расскажет о ее внешнем виде и повадках.
Закончить нужно, рассказав о
том, как люди могут помочь птицам зимой.
Логопед.
Напоминаю, что за каждое составленное предложение вы обязательно получите
специальную желтую фишку. А если вы сможете составить полное «красивое»
предложение, использовать в речи сравнение, поговорку или пословицу, то
получите еще и призовую красную фишку.
Дети по очереди составляют предложения, придерживаясь
пунктов плана. Логопед следит за ответами детей, помогает им в случае
затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог
занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки и определяет лучших
знатоков зимующих птиц и лучших рассказчиков. Логопед и дети аплодируют им. |