Цель: Составление пересказа «Посуда села
Гжель» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
активизировать словарь по теме «Посуда»;
учить детей пониманию значений многозначных слов;
учить детей правильно образовывать имена
существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в
форме единственного числа;
учить детей правильно образовывать относительные имена
прилагательные;
учить детей составлять пересказ текста с опорой на
картинки серии;
развивать у детей произвольное внимание, зрительную и
речевую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями предметов
посуды,
альбомы 3 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Вспомни и назови»
|
Игра с мячом. Логопед
предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть предметы посуды
и их цвет. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Белая
тарелка. Черная сковорода.
|
«Назови ласково»
|
Игра с мячом. Дети и
логопед стоят в кругу. Логопед называет любой предмет посуды и его цвет,
например: «Белая' чашка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч,
называет этот предмет и его цвет ласково: «Беленькая чашечка», и возвращает
мяч логопеду. Игра продолжается.
|
«Назови, какой»
|
Игра с мячом. Дети и
логопед стоят в кругу. Логопед называет любой предмет посуды и материал, из
которого он сделан. Дети должны образовать относительное имя прилагательное.
Например, логопед произносит: «Кувшин из глины», и бросает мяч кому-то из
детей. Ребенок ловит мяч, образует прилагательное: "Глиняный кувшин», и
возвращает мяч логопеду".
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.Объяснение
значений многозначных слов.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов стенки,
дно, крышка.
2.Составление
пересказа текста с опорой на серию сюжетных картин.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться
составлять пересказ текста о том, как делают керамическую посуду в селе Гжель. Работа в альбомах. Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту,
следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют
пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
См. пособие
Н.Е. Арбековой «Карточки по
лексическим темам "Мебель" и "Посуда". Упражнения по
развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с
речевыми нарушениями» (М.: Издательство ГНОМ, 2011).
|