| От рождения до двух месяцев
 Игры для развития зрительного и слухового восприятия
 
 Развитию зрительного и 
слухового восприятия нужно уделять внимание уже с первого месяца жизни 
ребенка. Во время тщательного и заботливого ухода за малышом мать 
ласковым, бодрым голосом разговаривает с ним, сопровождает речью (по 
возможности) весь процесс пеленания, купания и другие моменты ухода за 
ребенком. При этом не допускайте "сюсюканья". Если же говорить с 
младенцем то нормальным языком, то "детским", малышу придется учить 
сразу два языка. Во время, монологов матери у ребенка развивается 
слуховое восприятие, возникает слуховое сосредоточение не только на 
любой звук, но и на речевые звуки, что особенно важно для становления 
фонематического слуха (то есть возможности различать фонемы родного 
языка).
 
 Начиная со второго месяца, повесьте над кроваткой, на рас-стоянии 
90-70см над грудью ребенка, крупные, яркие игрушки. Время от времени их 
нужно менять. Первые игры на привлечение зрительного внимания, развития
 зрительного сосредоточения проводятся также с крупными яркими 
игрушками.
 
 Игра "Фотограф" (от полутора месяцев)
 
 Цель: развитие зрительной реакции слежения глазами за движущимся предметом, фиксации взора на неподвижном предмете.
 
 Малыш лежит в кроватке, Крупную игрушку показывают ему на расстоянии
 70см от глаз, убеждаются, что он ее заметил, затем медленно передвигают
 в разные стороны, наблюдают за зрительными реакциями. Добиваются, 
чтобы малыш следил глазами за движущейся игрушкой.
 
 Игра "Где звенит колокольчик?"
 
 Цель: развитие слухового сосредоточения, обучение локализации звука в пространстве.
 
 Для этой игры и следующих игр используйте различные погремушки, другие звучащие игрушки: дудочки, пищалки, колокольчики.
 
 Ребенок лежит в кроватке. Взрослый издает звук колокольчиком, 
добивается слуховой реакции сосредоточения, затем перемещает 
колокольчик в другое место и подает вторичный сигнал. Наблюдает за тем, 
осуществляется ли зрительный контроль за слуховым сигналом, то есть ищет
 ли ребенок взглядом источник звука. Таким образом подают звуковые 
сигналы из разных мест, включая и точку за головой ребенка, побуждая его
 смотреть не только перед собой, но и закидывая голову.
 
 Игра "Кукушка" (с третьего месяца)
 
 Цель: развитие реакции слухового сосредоточения на речевые звуки, обучение локализации речевого звука в пространстве.
 
 Ребенок лежит в кроватке. Мать наклоняется к нему, произно-сит 
"ку-ку", привлекая слуховое внимание ребенка. Добившись зри-тельной 
реакции, то есть поворота глаз или головы ребенка в сторону звука, мать 
меняет местоположение и произносит вторично "ку-ку", наблюдая, ищет ли 
взглядом ее ребенок. Можно на время отступать от кроватки, уходя из поля
 зрения ребенка и появляясь затем в другом месте.
 
 Игры для развития моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций
 
 Общее правило: ребенок 
должен чаще видеть лицо говорящего, наблюдать за работой 
артикуляционного аппарата взрос-лого во время произнесения им звуков.
 
 Игра "Агу-агу-агушеньки" (2 - 3 месяца)
 
 Цель: стимуляция гуления, развитие эмоционального общения с малышом, показ образцов звучащей речи.
 
 Ребенок с удовольствием гулит, когда его к этому побуждает взрослый.
 Нужно только помнить, что разговаривать с маленьким собеседником лучше 
тогда, когда он выспался, поел, в первой половине дня.
 
 Мать наклоняется над кроваткой и длительно произносит через 
определенные интервалы одни и те же звуки, похожие на те, которые издает
 младенец при гулении. Затем она слушает, что скажет ей малыш, улыбается
 и "продолжает разговор" сама.
 
 От трех до шести месяцев
 
 Игры для развития ощупывающих движений рук
 
 Взрослый вкладывает 
ребенку в руку разные по величине, форме, фактуре игрушки. Осязание 
разных игрушек вызывает зрительную реак-цию, ребенок обращает внимание 
на игрушку, когда она ока-зывается у него в руке. Глаза все время следят
 за ощупыва-ющими движениями руки. Полезно применять игрушки разной 
формы: кубики, шары, овалы
 
 Для формирования захвата предмета рукой игрушки подвешивают в 2-3 
месяца - на уровне полусогнутых рук, в 4-б месяцев - на расстоянии 
вытянутых рук. Трехмесячный ребенок, непроизвольно попадая рукой по 
игрушке, будет учиться захва-тывать ее и производить ощупывание, 
обращать на нее зритель-ное внимание. В 4-5 месяцев отношение между 
зрительным восприятием и движениями руки меняется: теперь зрительное 
восприятие вызывает движения руки к предмету. Вот почему игрушки вешают 
подальше. Ребенок тянется к игрушке, когда он заметил ее.
 
 Игры для развития моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций
 
 После трех месяцев 
нормально развивающийся ребенок подолгу гулит, к концу рассматриваемого 
периода возникает лепет. Мать обязательно должна поддерживать первые 
попытки проявления лепета.
 
 Игра "Баба, папа, мама"
 
 Цель: стимуляция 
лепета, развитие моторики артикуляционного аппарата, слухового внимания,
 фонематического слуха, развитие коммуникативной функции речи.
 
 Содержание игры - совместное лепетание. К концу 1-ого полугодия 
жизни у малыша возникает способность к подражанию, и поэтому можно 
начать игру, отчетливо произнося слоги. Взрослый следит за тем, чтобы 
малыш мог видеть лицо и губы говорящего. Вызвав малыша на разговор, 
стоит дать ему "высказаться", демонстрировать готовность его слушать, 
кивать головой в знак согласия и понимания того, что он вам говорит. Так
 можно поговорить и про бабу, и про маму, и про папу (произнося 
ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па).
 
 Игры для развития понимания речи
 
 В этот период игрушки 
должны быть образными (зайцы, мишки, куклы, машины), реальными, не 
перегруженными лишними деталями, не абстрактными. Стоит отбирать для 
этого возраста игрушки, названия которых легко могли усваиваться 
малышами, лучше с ударением на первом слоге: кукла, мишка, зайка, кубик,
 кошка и т. д. Во время игры с игрушками надо обязательно называть их. 
Еще лучше, если игрушка-образ будет погремушкой или озвученной, малыш 
будет активно играть с ней, получая первый результат от игры 
(зву-чание). Взрослый поощряет эти игры, любуясь игрушкой, приговаривая:
 "Какой хороший мишка!", "Давай поиграем с зайкой!", "Как красиво поет 
уточка!". Глаголы, из которых состоят инструкции, должны быть одними и 
теми же, повторяться не один раз. Так ребенок будет учиться пони-мать не
 только предметный словарь, но и глагольный: "Возьми, дай, покажи".
 
 Игра "Где мама?"
 
 Цель: развитие способности узнавать мать.
 
 Чтобы образ матери связать со словом "мама", ребенок должен слышать 
это слово, когда мать берет его на руки, кормит, играет с ним. "Сейчас 
мама возьмет на руки", "Поиграй с мамой", "Мама покормит" и т.д. Говоря о
 себе в третьем лице, называя слово "мама", мать приучает ребенка к 
этому слову и способствует возникновению понимания его значения.
 
 Второе полугодие жизни
 
 Игры на развитие способности к подражанию
 
 Начиная с седьмого 
месяца жизни малыша нужно развивать его способность к подражанию. Для 
этого можно использовать игры типа "Ладушки". Чёт-кий ритмичный текст 
потешки, сопровождаемый хлопанием в ладоши, побуждает ребенка подражать
 взрослым. Если ребенок не начинает хлопать сам, можно начать с 
пассивных движений, хлопая его ручками. Позднее малыш будет "делать 
ладушки", сначала подражая движениям, а затем при слове "ладушки" или 
при произнесении потешки.
 
 Игры на развитие интонации
 
 Во 2-ром полугодии 
первого года жизни малыш овладевает интонацией. В этом возрасте 
интонационная сторона речи развивается наиболее активно. Взрослый может 
развивать интонации ребенка по подражанию, произнося лепетные слоги с 
разным ударе-нием, то спокойно, то радостно, то с вопросительной 
интонацией, то с интонацией удивления, неудовольствия.
 
 Игра "Кто к нам пришел?"
 
 Цель: показ образцов различных интонаций.
 
 Взрослый показывает игрушку, добивается, чтобы ребенок захотел ее 
взять, потянулся за ней, и произносит с четко выраженной вопросительной 
интонацией: "А кто это к нам пришел?" Затем с радостной интонацией: "Это
 наша кошечка (уточка, белочка)!" За-тем быстро убрать игрушку и 
"удивиться": "Где наша кошечка?", даже "огорчиться": "Как жалко, что нет
 нашей кошечки". Потом опять показать игрушку и очень обрадоваться: "А 
вот пришла наша кошечка!" - и дать поиграть самостоятельно.
 
 Игры для развития понимания речи
 
 Во время ежедневного 
общения с ребенком взрослые постоянно называют предметы, действия, 
чтобы ребенок начал узнавать эти предметы и выполнять несложные действия
 по просьбе взрослых. Для этой цели хорошо проводить "экскурсии по дому"
 с называнием и ощупыванием разных предметов. Если часто называть 
предметы, ребенок установит связь между словом и предметом, и сам будет 
показывать его, поворачивать голову в нужную сторону, пытаться 
дотронуться до предмета. Такая условно-рефлекторная ориентировочная 
реакция на предмет возникает у детей 10-12 месяцев после 5-10 
предъявлений.
 
 Так же добиваются, чтобы малыш узнавал окружающих его людей: 
бабушку, папу, братьев, сестер. Если постоянно употреблять слова: 
"папа", "бабушка", "няня" и т. д., - сопровождая их зрительным 
соотнесением, малыш усвоит их и на просьбу: "Покажи, где папа?" - 
повернет голову к папе и посмотрит на него.
 
 Игры с речевым сопровождением
 
 Во втором полугодии 
жизни, когда малыш уже умеет сидеть, начинают применять игры с речью, 
используя народные потешки: "Скок-поскок, молодой дроздок", "Коза 
рогатая", "Сорока-сорока".
 
 Колыбельные песенки тоже помогают развивать речь ребенка. Когда мать
 напевает тихонько младенцу, он в состоянии полудремы, бессознательно 
усваивает речевые образцы, грамматические формы, содержащиеся в текстах
 песенок. Колыбельные песенки устанавливают особое эмоциональное общение
 между младенцем и матерью, подкрепленное ласковыми словами и спокойной
 мелодией.
 
 Также хорошо использовать игры на развитие подражания действиям. С 
детьми до одного года наиболее распространены простые подражательные 
упражнения: махать ручкой ("до свидания"), поднимать вверх ручки ("какой
 большой!"), махать двумя ручками ("птичка летит") и т. д. Эти игры 
направлены не только на развитие двигательных навыков, но и на развитие 
понимания речи
 |