От рождения до двух месяцев
Игры для развития зрительного и слухового восприятия
Развитию зрительного и
слухового восприятия нужно уделять внимание уже с первого месяца жизни
ребенка. Во время тщательного и заботливого ухода за малышом мать
ласковым, бодрым голосом разговаривает с ним, сопровождает речью (по
возможности) весь процесс пеленания, купания и другие моменты ухода за
ребенком. При этом не допускайте "сюсюканья". Если же говорить с
младенцем то нормальным языком, то "детским", малышу придется учить
сразу два языка. Во время, монологов матери у ребенка развивается
слуховое восприятие, возникает слуховое сосредоточение не только на
любой звук, но и на речевые звуки, что особенно важно для становления
фонематического слуха (то есть возможности различать фонемы родного
языка).
Начиная со второго месяца, повесьте над кроваткой, на рас-стоянии
90-70см над грудью ребенка, крупные, яркие игрушки. Время от времени их
нужно менять. Первые игры на привлечение зрительного внимания, развития
зрительного сосредоточения проводятся также с крупными яркими
игрушками.
Игра "Фотограф" (от полутора месяцев)
Цель: развитие зрительной реакции слежения глазами за движущимся предметом, фиксации взора на неподвижном предмете.
Малыш лежит в кроватке, Крупную игрушку показывают ему на расстоянии
70см от глаз, убеждаются, что он ее заметил, затем медленно передвигают
в разные стороны, наблюдают за зрительными реакциями. Добиваются,
чтобы малыш следил глазами за движущейся игрушкой.
Игра "Где звенит колокольчик?"
Цель: развитие слухового сосредоточения, обучение локализации звука в пространстве.
Для этой игры и следующих игр используйте различные погремушки, другие звучащие игрушки: дудочки, пищалки, колокольчики.
Ребенок лежит в кроватке. Взрослый издает звук колокольчиком,
добивается слуховой реакции сосредоточения, затем перемещает
колокольчик в другое место и подает вторичный сигнал. Наблюдает за тем,
осуществляется ли зрительный контроль за слуховым сигналом, то есть ищет
ли ребенок взглядом источник звука. Таким образом подают звуковые
сигналы из разных мест, включая и точку за головой ребенка, побуждая его
смотреть не только перед собой, но и закидывая голову.
Игра "Кукушка" (с третьего месяца)
Цель: развитие реакции слухового сосредоточения на речевые звуки, обучение локализации речевого звука в пространстве.
Ребенок лежит в кроватке. Мать наклоняется к нему, произно-сит
"ку-ку", привлекая слуховое внимание ребенка. Добившись зри-тельной
реакции, то есть поворота глаз или головы ребенка в сторону звука, мать
меняет местоположение и произносит вторично "ку-ку", наблюдая, ищет ли
взглядом ее ребенок. Можно на время отступать от кроватки, уходя из поля
зрения ребенка и появляясь затем в другом месте.
Игры для развития моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций
Общее правило: ребенок
должен чаще видеть лицо говорящего, наблюдать за работой
артикуляционного аппарата взрос-лого во время произнесения им звуков.
Игра "Агу-агу-агушеньки" (2 - 3 месяца)
Цель: стимуляция гуления, развитие эмоционального общения с малышом, показ образцов звучащей речи.
Ребенок с удовольствием гулит, когда его к этому побуждает взрослый.
Нужно только помнить, что разговаривать с маленьким собеседником лучше
тогда, когда он выспался, поел, в первой половине дня.
Мать наклоняется над кроваткой и длительно произносит через
определенные интервалы одни и те же звуки, похожие на те, которые издает
младенец при гулении. Затем она слушает, что скажет ей малыш, улыбается
и "продолжает разговор" сама.
От трех до шести месяцев
Игры для развития ощупывающих движений рук
Взрослый вкладывает
ребенку в руку разные по величине, форме, фактуре игрушки. Осязание
разных игрушек вызывает зрительную реак-цию, ребенок обращает внимание
на игрушку, когда она ока-зывается у него в руке. Глаза все время следят
за ощупыва-ющими движениями руки. Полезно применять игрушки разной
формы: кубики, шары, овалы
Для формирования захвата предмета рукой игрушки подвешивают в 2-3
месяца - на уровне полусогнутых рук, в 4-б месяцев - на расстоянии
вытянутых рук. Трехмесячный ребенок, непроизвольно попадая рукой по
игрушке, будет учиться захва-тывать ее и производить ощупывание,
обращать на нее зритель-ное внимание. В 4-5 месяцев отношение между
зрительным восприятием и движениями руки меняется: теперь зрительное
восприятие вызывает движения руки к предмету. Вот почему игрушки вешают
подальше. Ребенок тянется к игрушке, когда он заметил ее.
Игры для развития моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций
После трех месяцев
нормально развивающийся ребенок подолгу гулит, к концу рассматриваемого
периода возникает лепет. Мать обязательно должна поддерживать первые
попытки проявления лепета.
Игра "Баба, папа, мама"
Цель: стимуляция
лепета, развитие моторики артикуляционного аппарата, слухового внимания,
фонематического слуха, развитие коммуникативной функции речи.
Содержание игры - совместное лепетание. К концу 1-ого полугодия
жизни у малыша возникает способность к подражанию, и поэтому можно
начать игру, отчетливо произнося слоги. Взрослый следит за тем, чтобы
малыш мог видеть лицо и губы говорящего. Вызвав малыша на разговор,
стоит дать ему "высказаться", демонстрировать готовность его слушать,
кивать головой в знак согласия и понимания того, что он вам говорит. Так
можно поговорить и про бабу, и про маму, и про папу (произнося
ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па).
Игры для развития понимания речи
В этот период игрушки
должны быть образными (зайцы, мишки, куклы, машины), реальными, не
перегруженными лишними деталями, не абстрактными. Стоит отбирать для
этого возраста игрушки, названия которых легко могли усваиваться
малышами, лучше с ударением на первом слоге: кукла, мишка, зайка, кубик,
кошка и т. д. Во время игры с игрушками надо обязательно называть их.
Еще лучше, если игрушка-образ будет погремушкой или озвученной, малыш
будет активно играть с ней, получая первый результат от игры
(зву-чание). Взрослый поощряет эти игры, любуясь игрушкой, приговаривая:
"Какой хороший мишка!", "Давай поиграем с зайкой!", "Как красиво поет
уточка!". Глаголы, из которых состоят инструкции, должны быть одними и
теми же, повторяться не один раз. Так ребенок будет учиться пони-мать не
только предметный словарь, но и глагольный: "Возьми, дай, покажи".
Игра "Где мама?"
Цель: развитие способности узнавать мать.
Чтобы образ матери связать со словом "мама", ребенок должен слышать
это слово, когда мать берет его на руки, кормит, играет с ним. "Сейчас
мама возьмет на руки", "Поиграй с мамой", "Мама покормит" и т.д. Говоря о
себе в третьем лице, называя слово "мама", мать приучает ребенка к
этому слову и способствует возникновению понимания его значения.
Второе полугодие жизни
Игры на развитие способности к подражанию
Начиная с седьмого
месяца жизни малыша нужно развивать его способность к подражанию. Для
этого можно использовать игры типа "Ладушки". Чёт-кий ритмичный текст
потешки, сопровождаемый хлопанием в ладоши, побуждает ребенка подражать
взрослым. Если ребенок не начинает хлопать сам, можно начать с
пассивных движений, хлопая его ручками. Позднее малыш будет "делать
ладушки", сначала подражая движениям, а затем при слове "ладушки" или
при произнесении потешки.
Игры на развитие интонации
Во 2-ром полугодии
первого года жизни малыш овладевает интонацией. В этом возрасте
интонационная сторона речи развивается наиболее активно. Взрослый может
развивать интонации ребенка по подражанию, произнося лепетные слоги с
разным ударе-нием, то спокойно, то радостно, то с вопросительной
интонацией, то с интонацией удивления, неудовольствия.
Игра "Кто к нам пришел?"
Цель: показ образцов различных интонаций.
Взрослый показывает игрушку, добивается, чтобы ребенок захотел ее
взять, потянулся за ней, и произносит с четко выраженной вопросительной
интонацией: "А кто это к нам пришел?" Затем с радостной интонацией: "Это
наша кошечка (уточка, белочка)!" За-тем быстро убрать игрушку и
"удивиться": "Где наша кошечка?", даже "огорчиться": "Как жалко, что нет
нашей кошечки". Потом опять показать игрушку и очень обрадоваться: "А
вот пришла наша кошечка!" - и дать поиграть самостоятельно.
Игры для развития понимания речи
Во время ежедневного
общения с ребенком взрослые постоянно называют предметы, действия,
чтобы ребенок начал узнавать эти предметы и выполнять несложные действия
по просьбе взрослых. Для этой цели хорошо проводить "экскурсии по дому"
с называнием и ощупыванием разных предметов. Если часто называть
предметы, ребенок установит связь между словом и предметом, и сам будет
показывать его, поворачивать голову в нужную сторону, пытаться
дотронуться до предмета. Такая условно-рефлекторная ориентировочная
реакция на предмет возникает у детей 10-12 месяцев после 5-10
предъявлений.
Так же добиваются, чтобы малыш узнавал окружающих его людей:
бабушку, папу, братьев, сестер. Если постоянно употреблять слова:
"папа", "бабушка", "няня" и т. д., - сопровождая их зрительным
соотнесением, малыш усвоит их и на просьбу: "Покажи, где папа?" -
повернет голову к папе и посмотрит на него.
Игры с речевым сопровождением
Во втором полугодии
жизни, когда малыш уже умеет сидеть, начинают применять игры с речью,
используя народные потешки: "Скок-поскок, молодой дроздок", "Коза
рогатая", "Сорока-сорока".
Колыбельные песенки тоже помогают развивать речь ребенка. Когда мать
напевает тихонько младенцу, он в состоянии полудремы, бессознательно
усваивает речевые образцы, грамматические формы, содержащиеся в текстах
песенок. Колыбельные песенки устанавливают особое эмоциональное общение
между младенцем и матерью, подкрепленное ласковыми словами и спокойной
мелодией.
Также хорошо использовать игры на развитие подражания действиям. С
детьми до одного года наиболее распространены простые подражательные
упражнения: махать ручкой ("до свидания"), поднимать вверх ручки ("какой
большой!"), махать двумя ручками ("птичка летит") и т. д. Эти игры
направлены не только на развитие двигательных навыков, но и на развитие
понимания речи
|