Для чего нужно развивать точность движений пальцев
рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в
тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития
мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей
интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному
обучению.
Как правило, ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная
речь. Как проверить степень развития моторики рук у вашего малыша?
Проверьте, умеет ли Ваш
ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук? К
сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой
большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается
форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации,
приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с
самого раннего возраста, выполняя простые упражнения, сопровождая
стихотворным текстом, и не забывая о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать
шнурки.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Разнообразные пальчиковые игры.
Например, взрослый рассказывает
стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке,
затем на левой:
***
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Вот вся семейка.
Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами развивает мелкую моторику.
Увлекательно проходит игра со спичками
:
- можно выкладывать узоры по образцу;
- по памяти;
- придумать самостоятельно из определенного количества спичек.
Упражнение «Разноцветные прищепки».
Нужно научить ребенка брать прищепки тремя
пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к
картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга
можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих
пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые
фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
***
Ежик вырос в десять раз ,
Получился дикобраз.
Игры с бусинками.
Помогут скоординировать движения обеих рук.
Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками
разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию
координации системы «глаз-рука».
Игра «Мозаика»
Идея мозаики заключается в составлении из
мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно
манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность,
терпение и настойчивость.
Картины из круп и макарон (гречка, просо, фасоль, рис, горох, семечки).
Работа с этими материалами способствует
развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.
***
На крупе рисую горы, лес дремучий, а потом
нарисую выше тучи, дом, в котором мы живем.
Красиво и необычно выглядят
макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие
можно раскрасить- получится фантастическая композиция. Чтобы ее
выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Макаронные
аппликации не только маленькое произведение ребенка, но и способ
потренировать мелкую моторику пальцев рук.
Упражнение «Шнурок».
**
Вот сегодняшний урок у меня в руке шнурок,
Змейкой извивается, вперед ползти пытается.
Упражнение «Карандаш».
***
Пальчики не отдыхают, карандаш перебирают.
***
Гусеница вверх ползет, вниз ползет
Никогда не упадет.
Игры – шнуровки.
Первые простые шнуровки для малыша можно
сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол и
разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в
картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно протаскивать шнурок.
Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку
удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В
дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур
несложного рисунка.
***
На глазах слезинки -ведь свои ботинки
Шнуровать не может маленький Сережа.
Ты не плачь Сережа, пальчики шнуровка развивает ловко.
Все эти забавные упражнения
требуют совсем немного времени. Основы, закладываемые сейчас, в
младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных
проблем, в школе и во взрослой жизни. |