Сегодня мы отправляемся с тобой в сказку, где живет звук [з]. Чтобы найти этот звук, нужно будет преодолеть много препятствий и трудностей. Ты не боишься? С нами всегда будет Старичок Звуковичок, который будет помогать.

Игра «Поймай звук».

Дели: учить выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; развивать фонематический слух.

Педагог называет ряд звуков, слогов, слов, а ребенок дол­жен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [з].

Педагог. Чтобы научиться правильно произносить звуки, с кем нужно дружить?

Ребенок. Нужно дружить с пальчиками.

Педагог. Давай вспомним пальчиковую гимнастику Ста­ричка Звуковичка. (См. «Сказку, в которой живет звук [с]».)

С ребенком выполняются различные пальчиковые гимнас­тики с целью развития мелкой моторики пальцев. В пальчи­ковых играх используются «Волшебные Перчатки» (на каждом пальце надет какой-либо персонаж), методическое пособие «Веселый Язычок» (варежка без пальцев из ткани).

Педагог. А сейчас Старичок Звуковичок предлагает по­играть со своей подружкой Воздушной Струйкой.

 

Мы со струйкой поиграем,

Плавно воздух выдыхаем.

А потом опять вдохнем

И на выдохе споем: «А-а-а».

 

Упражнения на развитие речевого дыхания. «Забей мяч в ворота», «Посвистим в пузырек», «Сдуй снежинку с ладошки», «Подуй на свой палец».

Педагог. Чтобы язычок стал послушным и ему легко было произносить разные звуки, сделаем полезный массаж, в котором тебе помогут губы и зубы.

Ребенок выполняет самомассаж язык:

  • поглаживает широкий кончик языка губами;
  • поглаживает широкий кончик языка зубами;
  • слегка покусывает широкий кончик языка зубами;
  • поглаживает широкий кончик языка губами.

Педагог. Теперь Старичок Звуковичок предлагает поиг­рать с язычком.

Упражнение «Лягушка улыбается».

Цель: закрепить умение улыбаться открытой улыбкой.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Упражнения «Заборчик», «Почистим зубки».

Педагог. Представь себе, что сейчас лето и что Старичок Звуковичок предлагает пойти в лес. Какие насекомые не дают покоя нам в лесу?

Ребенок. Комары.

Педагог. Давай позвеним так, как звенят большие кома­ры: «З-з-з». Для этого нужно улыбнуться, завести кончик языка за нижние зубы, между зубами оставить небольшое рас­стояние, сильно подуть и включить голос. Какой звук ты про­изнес?

Ребенок. Это звук [з].

Педагог. Вот мы и нашли звук [з]. Теперь он тоже будет жить в твоем домике и никогда не уйдет.

У твердого звука [з] есть мягкий брат [з']. Послушай, как звенят маленькие комарики: «Зь-зь-зь». Для этого нужно ши­роко улыбнуться, выгнуть спинку языка горкой и мягко по­звенеть голосом: «Зь-зь-зь».