Сегодня мы отправляемся с тобой в сказку, где живет звук [з]. Чтобы найти этот звук, нужно будет преодолеть много препятствий и трудностей. Ты не боишься? С нами всегда будет Старичок Звуковичок, который будет помогать.
Игра «Поймай звук».
Дели: учить выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; развивать фонематический слух.
Педагог называет ряд звуков, слогов, слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [з].
Педагог. Чтобы научиться правильно произносить звуки, с кем нужно дружить?
Ребенок. Нужно дружить с пальчиками.
Педагог. Давай вспомним пальчиковую гимнастику Старичка Звуковичка. (См. «Сказку, в которой живет звук [с]».)
С ребенком выполняются различные пальчиковые гимнастики с целью развития мелкой моторики пальцев. В пальчиковых играх используются «Волшебные Перчатки» (на каждом пальце надет какой-либо персонаж), методическое пособие «Веселый Язычок» (варежка без пальцев из ткани).
Педагог. А сейчас Старичок Звуковичок предлагает поиграть со своей подружкой Воздушной Струйкой.
Мы со струйкой поиграем,
Плавно воздух выдыхаем.
А потом опять вдохнем
И на выдохе споем: «А-а-а».
Упражнения на развитие речевого дыхания. «Забей мяч в ворота», «Посвистим в пузырек», «Сдуй снежинку с ладошки», «Подуй на свой палец».
Педагог. Чтобы язычок стал послушным и ему легко было произносить разные звуки, сделаем полезный массаж, в котором тебе помогут губы и зубы.
Ребенок выполняет самомассаж язык:
- поглаживает широкий кончик языка губами;
- поглаживает широкий кончик языка зубами;
- слегка покусывает широкий кончик языка зубами;
- поглаживает широкий кончик языка губами.
Педагог. Теперь Старичок Звуковичок предлагает поиграть с язычком.
Упражнение «Лягушка улыбается».
Цель: закрепить умение улыбаться открытой улыбкой.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Упражнения «Заборчик», «Почистим зубки».
Педагог. Представь себе, что сейчас лето и что Старичок Звуковичок предлагает пойти в лес. Какие насекомые не дают покоя нам в лесу?
Ребенок. Комары.
Педагог. Давай позвеним так, как звенят большие комары: «З-з-з». Для этого нужно улыбнуться, завести кончик языка за нижние зубы, между зубами оставить небольшое расстояние, сильно подуть и включить голос. Какой звук ты произнес?
Ребенок. Это звук [з].
Педагог. Вот мы и нашли звук [з]. Теперь он тоже будет жить в твоем домике и никогда не уйдет.
У твердого звука [з] есть мягкий брат [з']. Послушай, как звенят маленькие комарики: «Зь-зь-зь». Для этого нужно широко улыбнуться, выгнуть спинку языка горкой и мягко позвенеть голосом: «Зь-зь-зь».