Для владения правильным звукопроизношением необходимо
развитие речевого дыхания. Для этого можно использовать следующие игры и
упражнения. Следите, чтобы дети не напрягались и не уставали.
1. Сильно подуть на воду для образования брызг
2. Дуть на комочки ватки, привязанные на нитке
З.Игра «Пузырь».
4. «Пильщики» Дети строятся парами друг против друга,
потом каждые двое детей подают друг другу правую руку и начинают «пилить» взад
и вперед, произнося при этом слова:
Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела,
Ж-ж-ж-ж...
Треснула и стала,
Начинай сначала!
5. «Насос»
6. «У медведя во бору»
Дети гурьбой идут к месту, где находится «медведь»,
которого изображает один ребенок, и говорят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру
А медведь сидит
И на нас рычит.
После слов медведь бросается ловить детей, а они
убегают в дом (заранее отведенное место).
7. «Два Мороза»
Площадка делится на две половины. На 1 половине гуляют
дети, на 2 половине сидят 2 Мороза. Дети подходят к ним
Морозы говорят:
- Я Мороз - Красный нос.
Я Мороз - Синий
нос.
Дети: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.
После этих слов дети бегут на свою сторону, а Морозы их ловят и уводят к себе.
8.«Угадай, чего не стало?»
Педагог кладет на стол 3-4 предмета, в названии
которых содержится нужный звук (например, кошка, мишка, мышка, лошадка).
Ребенок запоминает эти предметы, потом ему предлагают отвернуться или закрыть
глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий
должен сказать, что убрано.
9.«Капитаны»
Цель: чередование длительного и сильного выдоха.
Активизация мышц губ.
Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.
Описание: дети сидят полукругом. В центре на столе
стоит таз с водой. Детям предлагается прокатиться на кораблике из одного города
в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался,
нужно дуть не торопясь, сложив губы для звука [ф].
10. «Приятный запах»
Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Оборудование: душистый цветок, или надушенный платок,
или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).
Описание: дети по очереди подходят к вазочке с цветком
и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слова или фразу:
«хорошо; очень хорошо»; «очень приятный запах»; «очень ароматный цветок».
Речь формируется под контролем слуха, имеется
определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного
анализаторов. Важными предпосылками овладения чистым звукопроизношеним в
дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и
фонематического слуха. Поэтому начатую работу по развитию слухового внимания
продолжаем проводить на этапе автоматизации звуков.
11.Игра «Лягушка»
Цель: узнать товарища по голосу.
Описание: дети стоят по кругу, а один с завязанными
глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке.
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала...
Тот, на кого указал водящий, в этот момент говорит:
«Кваква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
12.Игра «Путаница»
Цель: найти несоответствия в тексте, назвать нужные
звукоподражательные слова и четко произнести в них звуки. Замяукали котята:
Надоело нам мяукать
Мы хотим, как поросята, хрюкать!
А за ними и утята:
Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать
Свинки замяукали: Мяу, мяу!
|