«Назови целое».
Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая
состоит из данных вещей (деталей).
Примерное занятие
На стол, перед которым сидят дети, воспитатель постепенно выкладывает
детали разборной игрушки; затем собирает из этих деталей какую-то вещь —
целое. — Дети, я буду вынимать из коробки вещи, а вы, кого
я попрошу, будете их называть. (Достает колесо.) Витя, что это? —
Колесо. — А это, Таня? — Тоже колесо.
Далее вынимается велосипедная рама, педали, цепь, фары, руль. Дети
это называют сами или по подсказке воспитателя.
Что можно собрать из этих вещей? — спрашивает воспитатель. —
Велосипед. — Правильно, Витя! Велосипед. Целый велосипед! Колесо —
это еще не велосипед; рама — не велосипед; руль, педали, фары, цепь —
это не велосипед. А вот все вместе — велосипед. Отдельно каждая вещь —
это часть, или деталь, велосипеда. Значит, руль — это часть велосипеда.
А педаль? Таня, скажи ты. — Педаль — часть велосипеда, деталь.
Так же говорится о всех остальных частях велосипеда. — Итак, —
подводит итог занятия педагог, — слово велосипед обозначает целую вещь,
а слова колесо, педаль, цепь, руль — части этого целого. А теперь
посмотрите друг на друга! Я буду называть слова, а тот, кого я попрошу,
будет отвечать мне, что обозначает мое слово — целое или часть? Нос.
Нина, как ты думаешь?
Нина. Нос — это часть лица. Лицо все — целое.
Воспитатель. Ты умница, Ниночка. А какие слова еще надо назвать, чтобы
перечислить все части лица? Коля, ты скажи.
Коля. Рот.
Воспитатель. Правильно, Коля, рот — часть лица. Теперь ты, Витя, скажи.
Витя. Глаза, лоб, щеки, виски, брови, подбородок.
Если ребенок не назвал какую-то часть лица, воспитатель помогает
ему и добавляет: глаза, брови, щеки, виски — правый и левый.
Варианты дидактического материала: а) ножки, крышка — стол; ножки,
сиденье, спинка — стул; б) мотор, кабина, руль, кузов, колеса, фары —
автомобиль; циферблат, стрелки, корпус, механизм — часы; в) кисть,
локоть, предплечье, плечо — рука; пальцы, ногти, ладонь — кисть руки;
лицо, затылок, уши, темя — голова.
«Назови сложное действие».
Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее действие, состоящее
из ряда детализирующих его действий.
Примерное занятие
Дидактический материал: кукла; кукольный обеденный стол, накрытый
для обеда; стул.
Воспитатель. Дети, к нам в гости пришла кукла Катя. Посадим ее за стол
и будем угощать. Пригласи ее за стол, Валя.
Валя. Садись за стол, Катя!
Воспитатель (отвечает за куклу). Спасибо, я сяду вот на этот стул.
(Обращаясь к детям.) Теперь, Валя, спроси у Кати, что она хочет
на первое — суп или щи, а ты, Люба, отвечай за Катю, помоги ей выбрать
первое блюдо.
Валя. Ты что хочешь на первое, Катя, суп или щи?
Люба (входя в роль). Налейте мне щей. Нет, я сама налью себе. (Девочка
пододвигает к кукле глубокую тарелку, берет ложку и «кормит»
ее, отламывая по кусочку хлеб).
Воспитатель напоминает детям о словах благодарности, извинения, называет
их и тут же предлагает более вежливые формы сказанных девочкой фраз.
Игра-занятие продолжается.
Воспитатель. У нас на второе, Катя, сегодня котлеты с картофельным пюре.
Люба. Положите мне, пожалуйста, побольше.
Воспитатель. Ешь на здоровье, Катя. Отламывай кусочки котлеты, набирай
на вилку понемножку пюре и ешь. (Для детей более старшего возраста можно
предложить такое блюдо, чтобы нужно было действовать ножом и вилкой. )
Вкусно, Катя?
Люба. Ах, как вкусно! Спасибо.
Воспитатель. Теперь выпей, Катенька, компоту.
Л ю б а. Выпью, спасибо.
Воспитатель. В вазе лежат орешки, Катя. Не хочешь ли орешков погрызть?
Люба. Погрызу с удовольствием. Спасибо. — Итак, — обобщает
воспитатель, — Катя села за стол, налила щей, взяла ложку и стала есть
первое с хлебом, потом она стала есть второе — отламывала по кусочку
котлету, набирала вилкой пюре, потом пила компот, грызла орешки.
При этом она хвалила еду, благодарила гостеприимных хозяев.
Вот как много всего делала Катя! А каким одним словом можно сказать,
что же делала Катя? Коля, скажи!
Коля. Обедала. Катя обедала.
Воспитатель. Правильно, Коля.
Дети (2-3 человека) по просьбе воспитателя еще раз сами перечисляют
частные действия, составляющие целое — обедать.
Варианты дидактического материала: а) вымыть руки — засучить рукава,
отвернуть кран, подставить руки под струю воды, смочить их, взять мыло,
намылить руки, положить мыло на место, потереть хорошенько руки одну
о другую, подставить снова руки под струю воды, смыть мыло, стряхнуть
воду с рук, вытереть руки досуха полотенцем; б) одеться для прогулки;
в) убрать игрушки; г) сшить кукле платье и т. д.
Во время беседы могут быть использованы дидактические игрушки
(как описано выше, серии сюжетных картинок, диапозитивы, мультфильмы,
обычные сюжетные фильмы).
«Назови части».
Ребенок должен, зная название целого, перечислить его части. Это занятие
строится подобно описанному выше — «Назови целое», при выполнении
его можно использовать и дидактический материал, рекомендуемый к двум
предыдущим упражнениям, но, естественно, работа идет в обратном порядке:
сначала называется целое (предмет или действие), а потом его части
или составляющие его действия.
В беседах воспитатель опирается только на словесные представления детей,
без предметной наглядности.
Например, воспитатель называет слова, обозначающие целое, а дети
называют его части.
а) Воспитатель. Голова.
Дети. Лицо. Уши. Затылок. Темя.
б) Воспитатель. Обедать.
Дети. Наливать. Накладывать. Отламывать. Есть. Пить. Грызть. Хвалить.
Благодарить.
|