Цель: Составление рассказов по
представлению (из личного опыта детей), с опорой на рисуночный план.
Задачи:
активизировать словарь по теме «Весна в саду»; словарь
синонимов;
учить детей пониманию значений пословиц;
учить правильно образовывать имена существительные и
имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме
множественного числа;
учить детей составлять повествовательные рассказы по
представлению (из личного опыта) с опорой на рисуночный план;
развивать произвольное внимание, логическое мышление
детей.
Оборудование: предметные картинки с изображениями
примет весны, рисуночный план (логопед схематично зарисовывает его на доске),
мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Скажи по-другому»
|
Игра с мячом. Дети стоят
полукругом перед логопедом. Логопед называет слово или словосочетание и
передает мяч. Дети должны подобрать синонимы (сказать «по-другому»).
Например: Теплый день. — Погожий день, солнечный день.
|
«Назови ласково»
|
Игра с мячом. Дети и
логопед стоят в кругу. Логопед называет любые предметы во множественном числе
и их признаки, например: «Зеленые почки», и бросает мяч кому-то из детей.
Ребенок ловит мяч, называет эти предметы и признаки ласково: «Зелененькие
почечки», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.Объяснение
значений пословиц.
Логопед объясняет детям значения пословиц: «Весна
красна, да голодна»; «Был бы лес — соловьи прилетят».
2.Составление
повествовательных рассказов из личного опыта детей с опорой на рисуночный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами
составим рассказ о работах, которые проводят весной в саду.
Рассмотрите сюжетные картинки с изображениями примет
весны и работ, проводимых в весеннем саду.
Давайте составим рассказ о весенних работах в саду. Вы
уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому сначала мы
обсудим план нашего рассказа.
Логопед называет пункты
опорного плана и показывает последовательность их расположения.
Логопед. Напоминаю, что за каждое составленное предложение вы
обязательно получите специальную желтую фишку. А если сможете составить полное
«красивое» предложение, использовать в речи сравнение, поговорку или пословицу,
то получите еще и призовую красную фишку.
По пунктам опорного плана
дети поочередно составляют предложения
объединяют их в рассказ. Логопед следит за тем, чтобы рассказ не прерывался,
помогает детям в случае затруднении.
Логопед благодарит детей за
старание и составленный рассказ.
III. Подведение
итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Подсчитывает фишки детей,
определяет наиболее красноречивых рассказчиков.
Логопед и дети аплодируют им. |