Большинство детей имеет нарушение или
недоразвитие мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации. Движения
рук бывают неловкими, несогласованными, у них
часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в
состоянии одновременно действовать двумя руками
сразу. Например, ребенок не может держать одной
рукой основание пирамидки, а другой нанизывать
колечко на стержень, или просто держать предмет в
одной руке, а другой подхватывать другой предмет
и т.п.
Недостаточное развитие зрительно-двигательной
координации приводит к тому, что ребенок часто
промахивается при попытке взять предмет, так как
неверно оценивает направление.
Занятия проводятся дефектологом и педагогом
при поддержке психолога. Необходимы также
регулярный контроль неврологического статуса
ребенка неврологом для уточнения степени
сформированности пространственных
представлений и особенностей формирования
ведущей руки у ребенка.
Коррекционные занятия проводятся как
индивидуально, так и в небольших группах – по 2-3
ребенка со сходными проблемами. Как правило, это
дети, с которыми предварительно уже проводились
индивидуальные занятия. Все задания в каждом из
этапов даются в игровой форме. В зависимости от
уровня сформированности игры у ребенка
подбираются разные варианты игры.
На подготовительном этапе выбор заданий
зависит от объема зрительного внимания ребенка,
его ориентации на определенные сенсорные
стимулы (звук, цвет, свет, запах и др.).
Основная задача этого этапа – установить
эмоциональный контакт с ребенком, дать ему
понять, что взрослый – его партнер и помощник, с
которым он чувствует себя надежно и спокойно,
который может предложить интересное занятие.
Игры и занятия подготовительного
этапа:
- играем со звучащими предметами (например,
поочередное извлечение звуков: "на” - "дай
мне”);
- рвем бумагу, фольгу, непряденую шерсть и
складываем в коробку;
- смешиваем краски, играем с разноцветной водой;
- пускаем мыльные пузыри;
- играем с тестом, глиной, пластилином (стучим,
шлепаем, месим, отрываем кусочки).
На этапе формирования и развития
целенаправленных действий, избирательности,
освоение отдельных операций перед нами стоит
основная задача – формирование понимания цели
действий; развитие избирательности в действиях;
умение выбрать из двух предложенных занятий и
обозначить свой выбор; использование
коммуникативных средств (слово, звук, жест) для
отказа от задания или согласия на его выполнение.
Виды заданий:
- открываем банки с завинчивающимися крышками,
кладем туда деревянные бусы и гремим;
- открываем пластиковую бутылку с
завинчивающейся крышкой и кладем в нее фасоль;
- втыкаем в пластилин, глину, соленое тесто
палочки, спички, фасоль;
- отрываем маленькие кусочки пластилина,
гофрированной бумаги, цветной бумаги и заполняем
контур;
- размазываем пластилин или воск по картону;
- рассыпаем блестки разного цвета внутри
намазанного клеем контура;
- выкладываем деревянные кубики, строим из них
башни;
- выбираем один предмет из кучи – сначала это
крупные предметы, которые можно брать всей
кистью, потом помельче, которые можно брать в
щепоть;
- учимся разворачивать интересную игрушку,
завернутую в бумагу или ткань, разворачивать
конфету;
- вынимаем предметы из корзинки и складываем их
обратно;
- снимаем и прикрепляем прищепки, ломаем тонкие
прутики, вытаскиваем шнурок из пособия по
шнуровке;
- рисуем красками без помощи кисточки. Сначала
делаем отпечатки пальцев или всей ладони на
бумаге или зеркале. Затем переходим к рисованию
сначала всей ладонью, потом только указательным
пальцем.
На этапе обучения использованию инструментов
учимся:
- заводить игрушку (например, мышку) и ловить ее;
- нанизывать крупные деревянные бусы на
деревянную палку, пользуясь двумя руками;
нанизывать бусы на толстую проволоку;
- удерживать кисть и проводить ею линии на бумаге;
- держать деревянный молоточек и стучать им
(например, по металлофону).
В процессе завершающего этапа по обучению
планирования своей деятельности, понимания цели
и последовательности действий ребенок учится:
- делать "колобки” из непряденой шерсти;
- изготавливать различные аппликации;
- набирать краску на кисточку и проводить линии в
определенном месте.
Для развития подготовительных этапов речи надо
использовать все моменты общения с детьми.
Большое значение в развитии подготовительных
этапов речи имеют общая активность ребенка, его
действия с игрушками и повышенный интерес ко
всему окружающему, в первую очередь к окружающим
взрослым и игрушкам.
Для развития у ребенка речевой активности надо
прислушиваться к издаваемым звукам, повторять за
ним и вызывать на подражание. При этом речь
должна быть эмоциональной, ласковой, богатой
различными интонациями, что будет
способствовать развитию интонационной стороны
активной речи ребенка. Для развития понимания
речи взрослого говорить с ребенком короткими
фразами, подчеркивать интонацией слово, которое
он должен выделить. Важно, чтобы это слово
совпадало с моментом, когда ребенок проделывает
называемые движения или смотрит на называемый
предмет или на движения и действия, выполняемые
взрослым.
В детском учреждении развитие речи детей,
помимо повседневной жизни, должно
систематически проводиться на занятиях. Занятия
по развитию понимания и активной речи занимают
центральное место в воспитании ребенка этого
возраста.
В работе представлен конспект логопедического
занятия, на котором ребенок развивает и
накапливает пассивный и активный словари,
резвивает мелкую моторику
Конспект открытого логопедического
занятия.
Тема: Кошка
Цель:
- Развивать и накапливать пассивный и активный
словари ребенка.
- Развивать мелкую моторику, моторику
артикуляционного аппарата, речевое дыхание.
- Воспитывать личностные отношения к взрослому,
любовь к домашним животным.
Задачи:
- Научить понимать и выполнять словесные
инструкции в процессе обыгрывания игрушек, в
процессе общения со взрослыми.
- Побуждать к воспроизведению звукоподражаний,
произношению простых слов типа: "НА”, "ДАЙ”,
"КИСА”, "МЯУ”, "ТА-ТА-ТА”.
- Вводить в речь детей слова, обозначающие
качества предмета: "МЯГКАЯ”, "ПУШИСТАЯ”.
- Закреплять выполнение артикуляционных
упражнений для всех мышц, упражнений на
развитие речевого дыхания.
Материал: деревянный шпатель, сироп
шиповника, крем, плоская тарелочка с манной
крупой, мягкая игрушка "кошка”, корзинка,
пластмассовая бутылочка, декоративные камешки.
|