Цель: закрепление правильного произношения звука
"Р". Преобразование слов путем замены первого звука. Составление
предложений по демонстрации действия с глаголами единственного и
множественного числа.
Материалы: предметные картинки, наборы слов для
составления схем.
1. Организационный этап.
Ребенка просят вспомнить, как кричит ворона, когда она дразнит собаку.
Ребенок отвечает: карр-карр!
Как рычит собака при этом на ворону? Ребенок отвечает: р-р-р!
Можно попросить ребенка подумать и ответить, какой звук встречается и в
карканье вороны, и в рычании собаки. Малыш отвечает, что звук "Р". Далее
уточняется, какой это звук: согласный, твердый. Можно спросить, как он
правильно произносится.
2. Повторение слоговых рядов:
тра - тро - тру - тры
атр - отр - утр - итр
рта - рто - рту- рты
3. Выделение звука "Р":
а) как заводится моторчик? Как рычит щенок? Как рычит тигр? Придумайте
свои звукоподражания.
б) - замените первый звук слова на звук "Р":
губка
нога
кот
танец
лампа
мак
мычать
коза
дом
пугать
мука
шов
Дети объясняют значение новых слов.
4. Поиграем в "добавлялки"
Читается четверостишие, а ребенку нужно добавить недостающее слово:
Белокрылый альбатрос
Верен морю, как... (матрос)
Как бы мне пошла кор-рона! -
Важно каркает... ворона)
Жарким летом по горам
В шубе бегает... (баран)
В колючках еж и ерш
Но сразу разберешь:
Кто ежится - тот... (еж),
А кто ершится... (ерш).
5. Игра "Поможем Петрушке"
Ребенок увидел, что появился Петрушка, который читает смешные стишки,
но забывает последние слова. Малыш помогает ему вспомнить их:
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь:
"Кошка, брысь!"
Потому что это...... (рысь)
В реке большая драка -
Поссорились два... (рака)
Ра-ра-ра, ра-ра-ра - начинается... (игра).
Ры-ры-ры, ры-ры-ры - у Ромы в руках... (шары).
ру-ру-ру, ру- ру-ру - продолжаем мы... (игру).
6. Игра -"Слушай и выполняй".
Просят ребенка придумать действия, в названии которых есть звук "Р"
(прыгать, играть, ронять, продавать). Обращаясь к ребенку дается задание
выполнить одно из этих действий. Например: "Рома, прыгай (корми рыб)!".
Составляются предложения:
"Рома прыгает (кормит рыб)". "Рома и Вера прыгают (кормят рыб)".
7. Итог занятия.
Чему ты сегодня учился на занятиях? Ребенок повторяет звук "Р",
который учился правильно произносить.
|