Цель: воспитание правильного, четкого произношения
[с'] в речи. Упражнять детей в правильном произношении звука [с'] во фразовой
речи.
Предшествующая работа: уточнение произношения звука
[с'] в словах.
Подготовительная работа: подбор материала (рассказ,
стихи, чистоговорки).
Семья
Сегодня дома вся семья.
Все отдыхают в саду.
Сима и Сеня сидят в беседке.
Сима собирает синие бусинки.
Сеня делает свисток.
Мама беседует с Люсей.
Папа и Вася гонят из сарая гусей.
• Следим за тем, чтобы дети правильно произносили звук
[с'], но не выделяли его во фразовой речи (чтобы не нарушалось восприятие
текста).
• Проговаривание чистоговорок:
са-са-са - вот идет лиса,
со-со-со - лиса катит колесо,
сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
су-су-су - видел я в лесу лису.
• Заучивание скороговорки:
Саня в лесу поймал лису.
• Отгадывание загадок:
В воде купался, сухим остался. (Гусь)
Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Игра с мячом (для среднего и старшего возраста)
Воспитатель. Ребята, сейчас к вам придет мишка. Он
хочет с вами поиграть. Приготовимся к его приходу. Поставим на стол (детский)
стул (детский) и все накроем занавеской. За столом поставим еще один маленький
стул. Ребята, садитесь перед столом и зовите мишку.
Дети садятся на расстоянии 1,5-2 метра от стола и
зовут мишку. Воспитатель заходит за стол, садится так, чтобы детям было видно
его, и надевает на руку куклу.
Мишка (появляется на верхней части спинки стула, в
руках у него небольшой мячик). Здравствуйте, дети! Хотите со мной поиграть?
(Ответ детей) Хорошо! Я буду бросать вам мяч и говорить начало какого-нибудь
слова. А вам надо поймать мяч и закончить моё слово. Например, я бросаю Оле мяч
и говорю: «велоси...», - а Оля ловит мяч и добавляет «пед». Получается слово
«велосипед». Потом она возвращает мне мяч, я его бросаю Васе и говорю:
«каран...», - Вася ловит мяч и добавляет: «даш». Получается слово «карандаш».
Поняли, как мы будем играть? (Ответ детей). Хорошо!
Мишка бросает мяч и сначала говорит слова длинные, в
несколько слогов, чтобы детям было легче отгадать слово и добавить последний,
нужный слог, например: колоколь-чик, бубен-чик, мороже-ное, верев-ка, верто-лет,
незабуд-ка, и т.д. Потом он переходит к словам из двух слогов: кни-га, ру-ка,
глаза, Та-ня, Во-ва, ро-за, ли-са, мед-ведь и прочие. Затем предлагает детям
играть без него.
Дети садятся в кружок, начинают перебрасывать мяч друг
другу и произносить начало слов. Мяч можно не бросать, а перекатывать по полу.
Мишка (смотрит на детей). Я вижу, ребята, вы хорошо
играете и без меня. Ну, так я попрощаюсь с вами и пойду. До свиданья, до
свиданья!
Мишка скрывается за спинкой стула, воспитатель снимает
куклу и выходит к детям.
3. Игры, упражнения по обучению детей правильному
произношению «трудных» звуков |