В последнее время в дошкольных образовательных
учреждениях вопросу взаимосвязи и
преемственности в работе всех специалистов
уделяется особое внимание. Особенно актуально
это звучит для логопедических групп. Только при
тесном сотрудничестве и единстве требований
педагогов возможно преодоление имеющихся у
детей дефектов произношения.
В логопедической группе особенно важно
насколько тесно сотрудничают учитель – логопед
и воспитатели. Логопедические занятия решают
такие задачи, как:
- формирование фонематического слуха, навыков
звукового анализа и синтеза;
- преодоление нарушений слоговой структуры
слова;
- обогащение словарного запаса;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей
моторики;
- формирование грамматического строя речи и
связной речи;
- обучение грамоте.
Совершенно очевидно, что реализовать эти
задачи можно только, четко скоординировав работу
учителя-логопеда и воспитателей.
Специфика нашей работы в группе для детей с общим
недоразвитием речи включает в себя организацию и
проведение вечерних занятий по заданию логопеда.
Вечерняя логопедическая работа включает в себя
фронтальные и индивидуальные занятия.
Фронтальные занятия предусматривают
закрепление материала, данного логопедом на
подгрупповых занятиях по той или иной
лексической теме, соответствующей календарному
планированию. К каждой лексической теме
учитель-логопед подбирает речевой материал,
определяет коррекционные задачи, методы и приемы
их реализации, способствующие совершенствованию
грамматических категорий, формированию словаря,
развитию фразовой речи, общих речевых и
сенсомоторных навыков, а также развитию высших
психических функций.
Рассмотрим опыт работы совместной
деятельности учителя-логопеда и воспитателей по
теме: "Домашние животные и их детеныши”
(Изучение темы рассчитано на 2 недели). Наши
рекомендации:
I. Расширять и обогащать предметный, глагольный
словарь и словарь признаков
1. Беседа о домашних животных.
а) Уточнить названия. Почему они так называются?
б) Их внешний вид, повадки. В чем польза? Где живут?
в) Как люди ухаживают за животными.
2. Игровое упражнение "Кто как голос подает”
– учить подбирать глаголы к заданным
существительным. Что делает кошка? Кошка –
мяукает, коза-…, овца-…, свинья – …, корова – …,
лошадь – …, собака-… .
3. Игровое упражнение "Кто что ест” – учить
подбирать существительные по смыслу.
Что лошадь ест?
Лошадь ест овес (хлеб, траву); коза – траву
(хлеб, сено, листья деревьев);
собака – мясо (суп, кости); кошка – молоко (мясо,
рыбу);
корова – траву (хлеб, сено); свинья – отруби (хлеб,
овощи);
овца – траву (хлеб, сено); кролик – капусту
(морковь, траву, сено).
II. Совершенствовать грамматические категории.
1. Игровое упражнение "Кто кем был” – учить
правильно, употреблять существительные в
творительном падеже.
Корова была – теленком, лошадь
–…, собака – …, коза –…, кошка –…, свинья
–…, овца –…, крольчиха – … .
2. Игровое упражнение "Кто, чем защищается”
– учить правильно, употреблять существительные
в творительном падеже множественного числа.
Кошка – когтями, собака –зубами,
корова (коза) –рогами, лошадь (овца) – копытами.
3. Игровое упражнение "Чей, чья, чьё?” – учить
образовывать притяжательные прилагательные.
Чей хвост? – кошачий, козий,
собачий, овечий…
Чья голова? Чьё ухо? Чей нос? (хвост, чьи
лапы, ноги, чьи глаза).
4. Игровое упражнение "Кого не стало” –
учить употреблять существительные во
множественном числе, родительном падеже.
Телята – не стало телят, ягнята –
…, жеребята-…, крольчата-…, поросята-…, и т.д.
III. Совершенствовать слоговую структуру слова
Отрабатывать произнесение слов сложной
слоговой структуры, фраз и чистоговорок с этими
словами.
IV. Формировать связную речь
1. Игровое упражнение "Составь
предложение” – учить составлять предложение
с противопоставлением.
Кто, как кричит? Кошка – свинья. Кошка
мяукает, а свинья хрюкает.
Лошадь – корова – …, овца – собака
– …, коза – кошка – …, корова – овца – …, собака
– лошадь – …, свинья – коза – … .
2. Игровое упражнение "Составь верно” – учить
составлять предложение с предлогом [для].
Для кого ты принес молока? Я
принес молока для кота.
Для кого ты принес травы, морковь, сена, рыбу,
капусту, овса, отрубей?
3. Игровое упражнение "Закончи и повтори” – учить
правильно закончить предложение
противопоставлением и повторить его целиком.
Котенок лакает, а котята … ; теленок
мычит, а телята…; щенок бежит, а щенята…;
козленок скачет, а козлята…; поросенок ест, а
поросята…; жеребенок прыгает, а жеребята…;
ягненок жует, а ягнята … .
V. Развивать высшие психические функции
1. Игровое упражнение "Путаница” – развивать
внимание, логическое мышление.
Кошка живет в конуре; корова – в
доме; лошадь – в свинарнике;
кошка – в коровнике; овца – в конюшне; свинья – в
клетке.
2. Игровое упражнение "Расставь, как
назвала” – развивать память, слуховое
внимание (с картинками домашних животных).
3. Игровое упражнение "Кто лишний?” –
развивать внимание, логическое мышление.
а) Котенок, щенок, поросенок,
волчонок; теленок, козленок, лисенок, крольчонок;
жеребенок, ягненок, котенок, зайчонок;
поросенок, теленок, ежонок, жеребенок и т. д.
б) Свинья, волк, овца, бык; корова,
собака, лиса, коза; лошадь, кошка, лось, свинья;
собака, корова, баран, ёжик; кошка, кабан, свинья,
овца и т.д.
4. Игровое упражнение "Четвертый лишний” – развивать
память, зрительное внимание (с картинками
диких и домашних животных.
5. Игровое упражнение "Разложи верно” – развивать
умение классифицировать предметы по
определенным признакам (с картинками
домашних и диких животных).
6. Игровое упражнение "Исправь ошибку” – развивать
внимание, логическое мышление.
У коровы – щенок, у овцы –
жеребенок, у лошади – козленок,
у собаки – поросенок, у козы – теленок, у
кошки – ягненок,
у свиньи – котенок, у крольчихи –
поросенок…
7. Игровое упражнение "Кто, кем будет” – развивать
внимание, логическое мышление, воображение.
Щенок будет – собакой, поросенок
будет – …, котенок – …, жеребенок – …, теленок –
…, козленок – …, ягненок – … .
VI. Совершенствовать сенсомоторные навыки,
общую и мелкую моторику
1. Задание на мелкую моторику "Мордочка
кошки”, "Миска кота” – рисование на
магнитных досках; "Покормим животных” –
прищепки; "Коврик для котика”, "Будка для
щенка ” – палочки, спички; "Закрась
детенышей” – карандаши; "Корзинка для
котят” – рисование на манной крупе.
2. Пальчиковая гимнастика "Котик”.
3. Речь с движением "Козлятки”
Индивидуальные занятия предусматривают
следующие направления работы:
1. Преодоление нарушений слоговой структуры
слова как простого, так и сложного слогового
состава (закрепление значений малознакомых слов,
медленное по слоговое проговаривание контура
слова, фраз, стихов и текстов – отраженно и
самостоятельно). Работа проводится на базе
дидактического материала, содержание которого
исключает проблемные звуки по всем типам
слоговой структуры слова, способствуя
привлечению внимания детей, увеличивая объём
запоминания, развивая мышление, стимулируя
познавательную активность детей.
1 тип слоговой структуры слова –
проговаривание отраженно и самостоятельно.
Игровое упражнение "Назови чего (кого) не
стало?” – употребление существительных
единственного числа родительного падежа,
"Назови, кто это?” – составление предложений
из двух слов, "Скажи, что ты делаешь?” –
употребление глаголов в 1 лице единственного
числа настоящего времени и т. п.
2. Закрепление хорошо поставленных звуков
(произношение слогов, слов, фраз; повторение
чистоговорок, стихов) – по альбомам на все группы
звуков.
3. Совершенствование грамматического строя
речи, развитие внимания, памяти, логического
мышления, фонематического слуха, навыков
звукового анализа и синтеза – посредством
игровых упражнений и практических заданий.
Считаем, что успех коррекционной
логопедической работы в условиях ДОУ во многом
зависит от слаженности в работе логопеда и
воспитателей группы. Только тесный контакт
учителя-логопеда и воспитателей может
способствовать устранению речевых нарушений в
дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему
полноценному обучению в школе. |