Цель: Составление
рассказов-описаний о лете по сюжетной картине и опорному плану.
Задачи:
систематизировать знания
детей о лете и летних явлениях в природе;
уточнять, расширять и
активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по
теме;
учить детей понимать
значение поговорки;
учить детей составлять
сложные предложения;
развивать у детей
произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое
мышление;
стимулировать мыслительную и
речевую активность детей.
Оборудование: картинки с изображениями
времен года (иллюстрации 60-63), примет лета (по количеству детей), картинный
план 1 (иллюстрация 1), специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная
доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Что за чем, что перед чем!»
|
Игра с мячом. Дети и
логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Лето,
аза ним...» - и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой
Ответ: «Осень, а за
ней...» - и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу,
логопед задает следующий вопрос: «Лето, а перед ним...» — и передает мяч ребенку слева.
Игра продолжается. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть
очень внимательными.
|
«Четвертый лишний»
|
Найти лишнюю картинку и
объяснить свой выбор. (Три картинки одного времени года, одна — другого.)
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение
значения поговорки.
Логопед объясняет детям
значение поговорки «Летний день
— за зимнюю неделю».
Составление
предложений о приметах лета по картинкам.
Логопед. Сегодня на занятии мы будем
учиться составлять предложения о приметах лета по картинкам. (Логопед раздает детям картинки с
изображениями примет лета.)
Рассмотрите картинки и
составьте предложения о приметах лета по образцу: «На моей картинке изображено
лето, потому что деревья покрыты зелеными листочками, а люди одеты в
легкую одежду».
3.
Составление рассказов-описаний о лете по сюжетной картине и опорному плану.
Логопед. А сейчас мы составим
рассказы о лете по сюжетной картине. Рассмотрите картину.
Вы уже знаете, что в любом
рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказ мы будем с опорой на
картинный план. По каждому пункту плана вы должны будете составить предложения.
Напоминаю, что за каждое предложение вы обязательно получите специальную желтую
фишку. А если сможете составить полное «красивое» предложение, то получите еще
и призовую красную фишку.
Дети составляют предложения
по картине и пунктам опорного плана. Логопед внимательно следит за ответами
детей, помогает им в случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог
занятия, благодарит всех детей за старание. После подсчета фишек отмечает
наиболее активных рассказчиков. Дети аплодируют им.
|