Цель: Составление загадок о фруктах и
овощах по опорным карточкам-подсказкам.
Задачи:
уточнять, расширять и активизировать предметный,
глагольный словарь и словарь признаков по теме «Фрукты» и «Овощи»;
—- учить детей правильно образовывать форму
множественного числа именительного падежа имен существительных;
учить детей пониманию значений многозначных слов и
поговорок;
учить детей отгадывать и составлять загадки о фруктах
и овощах с опорой на специальные карточки;
развивать у детей произвольное внимание, зрительную и
словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование: двусторонние карточки с цветными
изображениями одного и нескольких фруктов и овощей, картинки с изображениями
двух девочек, альбомы 1 (по количеству детей),
магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Логопед приветствует детей и предлагает им провести
речевую разминку
Названия речевых игр и упражнений
|
Содержание
|
«Какие фрукты (овощи) созрели в саду
(огороде)!»
|
По картинкам, выставленным
на доску, дети по цепочке называют изображения фруктов и овощей во
множественном числе.
Например: в саду созрели
апельсины, мандарины... в огороде созрели помидоры, огурцы...
|
«Что у Кати, а что у Сони!»
|
Логопед выставляет перед
детьми изображении двух девочек и говорит детям, что Катя собирала в
корзиночку по одному фрукту и овощу, а Соня;— по несколько. Затем просит
назвать по картинкам, что у Кати, а что у Сони. Например: у Кати есть
апельсин, а у Сони — апельсины. У Кати есть помидор, а у Сони — помидоры.
|
«Что у тебя, а что в магазине!»
|
Логопед выдает карточки с
изображениями одного и нескольких фруктов и овощей и просит составить
предложения по образцу: «У меня есть апельсин, а в магазине апельсины».
|
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.
Объяснение значений многозначных слов и поговорки.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов и
поговорки: корешок, салат, косточка; «Каков садовник, таков и сад».
Для проведения речевых игр и упражнений используются
материалы пособия Н.Е. Арбековой «Карточки по лексическим темам
"Овощи" и "Фрукты". Упражнения по развитию навыков
словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями»
(М. : Издательство ГНОМ, 2011).
2.
Отгадывание и составление загадок о фруктах и овощах по опорным карточкам.
Логопед. Вы уже хорошо знаете фрукты и овощи. Сегодня на
занятии мы с вами будем учиться отгадывать и составлять загадки о фруктах и
овощах по опорным карточкам.
Работа в альбомах.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей
на занятии, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных детей.
|