Программное
содержание:
I
1)
Познакомить
с образованием числа 8, цифрой 8.
2)
Познакомить
с составом числа 8 из единиц
3)
Учить
раскладывать число 8 на два меньших, а из двух меньших чисел составлять
большее.
4)
Закрепить
представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7
II
1)
Учить
обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи;
объяснять,
рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои
мысли.
2)
Учить
грамотно использовать в речи математические термины.
III
1)
Продолжать
развивать способности к предметному и графическому моделированию,
символизации;
вариативность мышления.
2)
Формировать
общеучебные умения и навыки: совершенствовать умение выполнять задания
по плану
воспитателя, указаниям в рабочей тетради.
Материалы к
занятию:
Демонстрационный
-
таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета; 7 х7 см; числовые
выражения на А4: 1+6=7 6+1=7
7-1=6 7- 6=1;
числовой отрезок; цифра 8; демонстрационные кости домино; Таблица
№1;
Раздаточный - Палочки
Х.Кюизенера на каждый стол; фломастеры или
цветные
карандаши; рабочие тетради.
Методические
приемы:
Задача 4,1
На доске
выставлен ряда квадратов: 1 синий и 6 красных.
Детям
предлагается сосчитать все квадраты, квадраты каждого цвета. Составить
все
варианты равенств. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру "День -
ночь". Синий квадрат заменяется на красный. Добавляется 1 красный
квадрат.
Дети рассказывают, как получили число 8.
Задача 1
Воспитатель
вывешивает на доску карточку с изображением цифры 8.
Дети
рассказывают, на что похожа цифра 8. Затем дети читают стихотворения о
цифре 8.
Задача 2,3
На столах
коробки с палочками Кюизенера. Детям предлагается достать палочку,
которая
обозначает число 8. Достать столько белых палочек, чтобы они все
разместились
на бордовой. В числе 8 – 8 единиц. Приложить такие 2 палочки, чтобы они
вместе
по длине были равны бордовой палочке. Воспитатель на доске выкладывает
все
варианты состава числа 8 и запись соответствующих числовых выражений.
Физминутка
Задача 1
Работа в
тетрадях. № 1, стр. 28.Закрепление представлений о числе 8 и цифре 8.
Использование числового отрезка для присчитывания единицы к числу 7. Как
из
точки 7 попасть в точку 8? Воспитатель показывает это стрелкой на
демонстрационном числовом отрезке.
Рассматривание
костей домино. На какие две части разбили 8 точек? Из каких двух чисел
составлено число 8?
Задача 1
Рассматривание
рисунков №2 стр. 28. В каких рисунках спряталась цифра 8? Детям
предлагается
обвести красным фломастером цифры 8, которые спрятались в рисунках.
Задача 1
Детям
предлагается встать около столов, выполнить формообразующие движения
рукой,
ногой, головой: Как Буратино напишет цифру 8 своим носом? Как ее пишет
дирижер,
футболист?
Задача 2
Объяснение
домашнего задания: №3 стр.28. Из каких частей составлено число 8? Какие
выражения можно составить по рисункам?
Итог занятия
Оценка
работы детей на занятии:
Ход занятия:
1)
Повторение состава числа 7.
На доске
выставлен ряда квадратов:
- Посмотрите на доску.
- Сколько всего квадратов? красных квадратов, синих квадратов?
(7, 6 красных и 1 синий)
- Каким по порядку стоит синий квадрат?(третьим)
- На какие группы можно разбить квадраты? (на красные и
синие).
- Какие равенства можно составить?
(1+6=7
6+1=7 7-1=6 7- 6=1)
(вывешиваются
числовые выражения)
2)
Образование числа 8.
Давайте
поиграем в игру "День - ночь". Запомните эти квадратики.
Ночью, пока
все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет. --Ночь!
Дети
"засыпают". Воспитатель меняет синий квадрат на красный.
-Что
изменилось? (Теперь все квадраты стали красными. Стало 7 красных
квадратов).
-Ночь! Дети
"засыпают". Добавляет в 1-й ряд 1 красный квадрат.
- Что изменилось? (появился красный квадрат.)
- Сколько квадратов стало в 1-м ряду? (8)
- Как получили 8 квадратов? (К 7 квадратам прибавили еще
1 квадрат. Получилось 8 квадратов)
- Как получилось число 8?
- (7 + 1=8)
-
3)
Цифра 8.
Воспитатель
вывешивает карточку с изображением цифры 8.
-На что
похожа цифра 8?
Дети читают
стихотворения о цифре 8:
У восьмерки
два кольца
Цифра восемь так вкусна:
Без начала и
конца.
Из двух бубликов она.
(С.
Маршак)
(Г. Виеру)
К этой цифре
ты привык.
Цифра восемь плюс крючки -
Цифра 8 -
снеговик...
Получаются очки...
(В.
Бакалдин)
(Ф. Дагларджа)
3)
Состав числа 8.
Ребята,
откройте коробочки с цветными счетными палочками.
Достаньте
палочку, которая обозначает число 8.
-Какого
цвета эта палочка? (Бордовая).
-А сейчас
достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой.
-Сколько
белых палочек лежит на бордовой палочке? (8 белых палочек).
-Да,
правильно. В числе 8 – 8 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1 и
1).
-А теперь
подумайте и приложите такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были
равны
бордовой палочке.
-Какого
цвета эти палочки?
-Это могут
быть палочки таких двух цветов как: белого и черного; розового и и
фиолетового;
голубого и желтого; 2 красных палочки.
Положите
рядом со своей бордовой палочкой эти пары. Вот, какой получился красивый
ковер!
Воспитатель
на доске выкладывает все варианты состава числа 8.
Давайте еще
раз их назовем.
-дети,
сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 8.
-Белая
палочка обозначает число 1, а черная – число 7. Значит 8 это 1 и 7.
-Розовая
палочка обозначает число 2, а фиолетовая – число 6. Значит 8 это 2 и
6.
-Голубая
палочка обозначает число 3 , а желтая – число 5. Значит 8 – это 3 и
5.
- Красные
палочки обозначают число 4. Значит 8 это 4 и 4.
Воспитатель
рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений
Воспитатель на
доске выкладывает все варианты состава числа 8.
.
Таблица1
На
демонстрационной доске до конца занятия остаются эти записи.
Физкультминутка:
"Зарядка".
Раз -
согнуться, разогнуться.
Два -
нагнуться, потянуться.
Три - в
ладоши три хлопка,
Головою три
кивка.
На четыре -
руки шире.
Пять, шесть
- тихо сесть.
III.
Закрепление представлений о числе 8 и цифре 8.
Тетрадь № 1,
стр. 28.
а)
- Рассмотрите ряд чисел.
-
На сколько каждое новое число больше предыдущего? (На 1)
-
Посмотрите на числовой отрезок. Как из точки 7 попасть в точку 8? (Надо
сделать
1 шаг вправо, то есть прибавить 1, увеличить на 1.)
Воспитатель
показывает это стрелкой на демонстрационном числовом отрезке.
б)
- Рассмотрите кости домино. На какие две части разбили 8 точек?
(б + 2. 5 +
3, 4 + 4.)
-
Что получится, если кости перевернуть, чтобы правая половинка стала
левой, а
левая - правой? (2 + б, 3 + 5, 4 + 4.)
-
А каких двух чисел из состава 8 не встречается на костях домино? (7 и
1.)
При
затруднении обратиться к цветным палочкам, на доске.
-
Кто знает, как называется восьмой месяц года? У кого в этом месяце день
рождения?
2)
№ 2, стр. 28.
Посмотрите
на рисунки. Наша восьмерка очень рада, что нашла
своих
друзей:
Я так мила,
я так кругла,
Я состою из
двух кружочков,
Как рада я,
что я нашла
Себе таких,
как вы, дружочков.
-
Почему восьмерка так обрадовалась мишке и мышке, матрешке и зайке,
грибку и
груше? (Все они напоминают восьмерку.)
А теперь
встаньте около своих столов.
-
Как Буратино напишет цифру 8 своим носом? Как ее пишет дирижер,
футболист?
Сядьте.
-
Обведите по той же траектории красным фломастером цифры 8, которые
спрятались в
рисунках
3)
№ 3, стр. 28.
-
Молодцы, ребята! Восьмерка очень рада знакомству с вами. Но она не
уверена,
запомнили ли вы, из каких двух чисел можно составить число 8.
Посмотрите
на задание №3 про горошины.
Дома вы
будете дорисовывать их так, как написано в задании.
* Если же
останется время, то задание выполняется на занятии.
Сколько
горошин на 1 -м рисунке? (8)
-
Из каких частей составлено число 8? (7 горошин зеленых, а 1 -желтая.)
-
Какое выражение можно составить по этому рисунку? (7 + 1.) Что
обозначает
первое слагаемое? (Число зеленых горошин.) Второе слагаемое? (Число
желтых
горошин.)
-
В стручках гороха должно быть по 8 горошин. Все ли горошины нарисованы?
(Нет.
На остапьных рисунках горошин не хватает.)
-
Дорисуйте их желтым цветом и запишите выражения под рисунками.
Расскажите, как
вы будете выполнять задание.
1-й ребенок:
Во втором
стручке 6 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 2
желтые
горошины: 6 + 2.
2-й ребенок:
В третьем
стручке 5 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 3
желтые
горошины: 5 + 3
3-й ребенок:
В последнем
стручке 4 зеленые горошины. До восьми не хватает еще 4 желтых горошин: 4
+ 4.
По мере
выполнения задания на демонстрационной доске появляются записи:
7+1
6 + 2 5+3 4+4
Обобщение:
Молодцы!
Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 8?
(7 + 1, 6 +
2, 5 + 3, 4 + 4.)
Итог занятия
- С каким
числом мы сегодня познакомились?
Как его
получили?
(7+1)
На что
похожа цифра 8?
Мне кажется,
восьмерка будет рада, если вы придумаете и скажете мне на прогулке
другие
предметы, в которых она спряталась.
Какое
задание вам понравилось больше всего?
Какое
задание было трудным?
Оценка
работы детей на занятии:
Мне
понравилось, как внимательно меня слушали….
Правильно
отвечали….
Придумывали,
как составить число 8 из цветных палочек….
Аккуратно
работали в тетради….
Молодцы! |