Цель - упражнять детей в использовании математических знаний о числе 9 и цифре 9, о геометрических фигурах в окружающем пространстве. Задачи: • образовательные – закрепить знания детей о числе и цифре 9; учить писать цифру 9; упражнять в решении задач и примеров на сложение и вычитание однозначных чисел; совершенствовать знания о составе числа 9, о геометрических фигурах; учить сравнивать числа; учить разгадывать математические загадки; • развивающие - развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию; развивать умение находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; совершенствовать грамматический строй речи; • воспитательные - воспитывать мотивацию к учению, усидчивость, умение слушать; воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу.
Наглядные средства обучения, технические средства обучения: изображение цифры 9, таблица «Состав числа 9» (по количеству детей); рабочие тетради в клетку; геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); проектор, ноутбук.
Ход занятия
1. Организационный момент. - Здравствуйте, дети. Начинаем занятие по математике. Будьте внимательны. Помните, что надо поднимать руку, если хочешь ответить или спросить. Отвечайте на вопросы полными предложениями.
2. Объявление темы занятия. - Мы будем продолжать знакомиться с числом 9 и цифрой 9. - Ребята, зачем вы ходите в «Школу «Знайка»? (Чтобы научиться читать, считать, чтобы все знать). - Где ещё в нашем городе обучают детей? (В детских садах, школах).
3. Математическая разминка. - Сколько в нашем городе детских садов? (7). - Сколько в нашем городе школ? (4). - Чего больше: школ или детских садов? (Детских садов). - Назовите соседей числа 7; соседей числа 4. - Какое число стоит после числа 8? - Посчитайте от 1 до 9. - Посчитайте от 9 до 1. - Как называются числа от 1 до 9? Почему? (Однозначные, т.к. записываются с помощью одного знака, одной цифры). - Назовите число, которое стоит после числа 9. (10). - Как называется число 10? Почему? (Двузначное, т.к. записывается с помощью двух знаков, двух цифр). «Веселые» задачки. Три ромашки-желтоглазки, Пять щенят и мама-лайка. Два веселых василька. Сколько будет, сосчитай-ка? (6) А теперь скажите, дети, Сколько же цветов в букете? (5)
4. Знакомство с составом числа 9. – В нашем городе строят много современных и красивых домов. - У каждого жителя есть соседи. Мы уже знаем всех соседей в домах, в которых живут числа от 2 до 8. Давайте поможем заселить дом, где живет число 9. Помогут нам заселить дом эти животные. Узнали, кто это? (Бобры). Напомнить детям о правильном положении тетради, руки, карандаша, осанки при письме. У каждого ребенка таблица «Состав числа 9».
- К 30-летию нашего города построили новый дом. Теперь в нашем городе 100 домов.
На доску выписать цифры 9, 30, 100.
- Число 9 однозначное или двузначное? - А число 30 (столько лет городу) как будет называться? Почему? - А число 100 как будет называться? Почему? (Трехзначное). - Запомните это.
Физминутка: Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели – встали, сели – встали И на месте побежали.
5. Написание детьми цифры 9.
На доске изображение цифры 9.
- Число 9 обозначается цифрой 9. - Про цифру 9 есть такое веселое стихотворение.
- Цифра девять иль девятка – Цифровая акробатка: Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка станет.
Показать этот фокус детям. Напомнить детям о правильном положении тетради, руки, карандаша, осанки при письме.
Воздушное письмо.
- Ставим карандаш чуть ниже правого верхнего угла. Из правого верхнего угла ведем налево овал, опускаемся вниз до середины клетки, возвращаемся к началу написания, опускаемся вниз до середины клетки, закругляем налево «ножку» цифры. - Откройте рабочие тетради и пропишите цифру 9 три раза.
Гимнастика для пальчиков.
6. Решение примеров в тетрадях, один ребенок у доски.
3 + 2 = 5 7 - 3 = 4 6 – 5 = 1 8 + 1 = 9
7. Работа с геометрическими фигурами.
- Я вам загадаю математические загадки. О какой геометрической фигуре идет речь?
1. Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо. (Круг) 2. Три вершинки, три угла, три сторонки – вот и я! (Треугольник) 3. Не овал я и не круг, треугольнику я друг. Прямоугольнику я – брат, а зовут меня…Квадрат! 4. 4 угла, как квадрат, я имею, Но только квадратом назваться не смею, Но всё же похож на квадрат, между прочим, У меня 2 длинные стороны и 2 покороче! (Прямоугольник).
На доску прикрепляются геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
8.Итог занятия. - Вот и подошло к концу наше занятие. - О чем мы сегодня говорили? (О числе и цифре 9, решали примеры, узнавали геометрические фигуры) - Вы, ребята, хорошо работали.