Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная.
Цели: закреплять количественный состав чисел до 5;
уточнить форму предметов; научить сооружать высокие постройки, делать
перекрытия из двух вертикальных кирпичиков и одного горизонтального (или
пластины); воспитывать сосредоточенность.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление
о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий
нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; с интересом
участвует в подвижных играх с элементами соревнования; активен и любознателен
при конструировании многоэтажного дома из кубиков.
Материалы и оборудование: картинки с фигурками для
счета; 10 кирпичиков, 4 пластины, 1 призма; вырезанные из фанеры деревья,
матрешки, картины, машина.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
Раз, два, три, четыре, пять. Этот пальчик чистить стал,
Вышли пальчики гулять. Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик в лес пошел, Ну а этот только ел,
Этот пальчик гриб нашел, Оттого и потолстел.
Поочередно дети раскрывают пальцы из кулачка сначала
от мизинца до большого (два раза).
2. Знакомство с составом числа 5.
В плане подготовки детей к деятельности вычисления
необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Детей знакомят
не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2
меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как
условного объединения 2 слагаемых. Воспитатель показывает все варианты состава
чисел в пределах пяти.
Число 2-это 1 и 1. Число 3 - это 2 и 1, 1 и 2« Число 4
- это 3 и 1,2 и 2, 1 и 3. Число 5 - это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.
Воспитатель выкладывает на наборном полотне в ряд 3
кружка одного цвета.
- Сколько всего кружков? В данном случае группа
составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. Группу из 3 кружков можно
составить и по-другому. (Поворачивает третий кружок обратной стороной.) Как
теперь составлена группа? (Группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1
кружка синего цвета, а всего -из 3 разноцветных кружков.) Число 3 можно
составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3. Воспитатель поворачивает
обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа
составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Обобщая в заключение ответы детей,
воспитатель подчеркивает, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из
1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и
части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.
Рассказы-задачи:
• На верхнем проводе сидели 3 ласточки, 1 ласточка
пересела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Как они теперь сидят? Как
они еще могут сидеть? (Ласточек на наборном полотне пересаживают с провода на
провод.)
• Вере подарили 4 карандаша. Она поделилась с Аней.
Как она могла разделить карандаши?
Задания: одному ребенку взять 3 камешка (желудя) в обе
руки, а остальным догадаться, сколько камешков у него в каждой руке; разделить
группу из 3 (4, 5) игрушек между 2 детьми; нарисовать 2 разновидности фигур, например
круги и квадраты, всего 4 фигуры; полезно рассмотреть с детьми числовые
фигуры, на которых кружки расчленены на 2 группы.
Выполнив то или иное задание, дети каждый раз
рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов
в нее входит, и делают обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Например,
ребенок говорит: «Я взяла 2 зеленые и 1 желтую ленточку, а всего 3 ленточки.
Число 3 можно составить из 2 и 1; 2 и 1 вместе составляют 3». Важно приучить
детей по-разному строить ответы: идти как от частного к общему, так и от общего
к частному: «Всего я нарисовал 4 фигуры: 3 квадрата и 1 фигуру овальной формы».
Не менее важно побуждать детей устанавливать отношение
между целым и частями, то есть делать вывод о составе числа: «Число 4 можно
составить из З и 1; З и 1 вместе составляют 4».
Педагог показывает карточку, на которой изображено от
3 до 5 предметов, но часть их он закрывает и говорит: «На карточке нарисованы 4
зайчика. Угадайте, сколько зайчиков я закрыла». Педагог берет 2 числовые
фигуры, одну из них, например с 3 кружками, показывает детям, а вторую
поворачивает к ним обратной стороной и спрашивает: «Сколько кружков на
перевернутой карточке, если на 2 карточках вместе 5 кружков? Как вы
догадались?»
Можно побуждать детей находить в групповой комнате
примеры разложения числа на 2 группы. Например, в групповой комнате может
оказаться 2 шкафа с игрушками и 1 с пособиями, а всего 3 шкафа; 2 больших
мишки и 3 маленьких, а всего 5 мишек и т. п.
3. Подвижная игра «Где кто живет?».
Дети стоят в две шеренги на расстоянии 8—10 шагов одна
от другой. Посредине между шеренгами начертить два круга, каждый 80-100 см
диаметром; один круг - «двор», другой — «лес». В шеренгах есть одинаковые
«птицы» и «животные». Каждая пара первой и второй шеренги выбирает себе
название любой птицы или животного, лесных или домашних. Такие же названия
выбирает себе и вторая шеренга. Предположим, первые два ребенка в двух шеренгах
— зайцы, вторые — кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных,
эти дети быстро бегут в лес. Например, по сигналу воспитателя «Кукушки!»
дети-«кукушки» из двух шеренг спешат в круг, являющийся лесом; по сигналу
«Кошки» дети-«кошки» из двух шеренг спешат в круг, который является двором.
Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который . быстрее добежит до круга.
Когда все дети окажутся в кругу, игра заканчивается.
4. Рассматривание серии картинок «Новая улица». 
Конструирование многоэтажного Дома.
— Рассмотрите картинки по теме «Новая улица». На одной
картине нарисована улица, на другой - перекресток, на третьей - высокие дома,
которые вы сейчас будете строить.
Воспитатель отбирает четырех детей, умеющих хорошо
сооружать постройки, и распределяет между ними роли «шофера» и «строителей».
«Шофер» подвозит строительный материал, «строители» разгружают машину и
аккуратно складывают кирпичики. Они будут строить дома высокие и низкие.
Воспитатель руководит стройкой. «Строители» возводят многоэтажный дом, а рядом
с ним каждый ребенок - маленький домик произвольно.
Воспитатель обращает внимание на «строителей», на их
действия, на роль каждого из-них в игре, на дружеские взаимодействия: один —
строит, другой - подает кирпичики, ровняет их или строит возле дома дорожку.
Тут же подсказывает детям, как лучше построить ту или иную деталь дома. Возле
дома можно посадить деревья, цветы.
5. Рефлексия.
Вопросы:
- Что мы делали на занятии?
- В какую игру играли?
- Что рассматривали на картинках? |