Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая,
продуктивная.
Цели: закреплять
количественный состав чисел до 5; уточнить форму
предметов; научить сооружать высокие постройки, делать перекрытия из двух
вертикальных кирпичиков и одного горизонтального (или пластины); воспитывать
сосредоточенность.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении
математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; с интересом участвует в подвижных
играх с элементами соревнования; активен и любознателен при конструировании
многоэтажного дома из кубиков.
Материалы и оборудование: картинки с
фигурками для счета; 10 кирпичиков, 4 пластины, 1 призма; вырезанные из фанеры деревья, матрешки, картины, машина.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный
момент.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот только ел,
Оттого и потолстел.
Воспитатель поворачивает обратной стороной второй
кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих
кружков. Обобщая в заключение ответы детей, воспитатель подчеркивает, что число
3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет
состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство
детей с составом чисел.
Поочередно дети раскрывают пальцы из кулачка
сначала от мизинца до большого (два раза). 2. Знакомство с составом числа 5.
В плане подготовки детей к деятельности
вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел.
Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением
числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы
как условного объединения 2 слагаемых. Воспитатель показывает все варианты
состава чисел в пределах пяти. в
Число 2-это 1 и 1,
Число 3 - это 2 и 1, 1 и 2.
Число 4-это 3 и 1,2 и 2, 1 и 3.
Число 5 - это 4 и 1, 3 и 2, 2 и З, 1 и 4.
Воспитатель выкладывает на наборном полотне в
ряд 3 кружка одного цвета.
— Сколько всего кружков? В данном случае
группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. Группу из 3 кружков можно составить и по-другому. (Поворачивает третий кружок обратной стороной.) Как теперь составлена группа? (Группа составлена
из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего -из 3 разноцветных
кружков.) Число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3.
Рассказы-задачи:
• На верхнем проводе сидели 3 ласточки, 1
ласточка пересела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Как они теперь
сидят? Как они еще могут сидеть? (Ласточек на наборном
полотне пересаживают с провода на провод.)
• Вере подарили 4 карандаша. Она поделилась с Аней. Как она
могла разделить карандаши?
Задания: одному ребенку взять 3 камешка
(желудя) в обе руки, а остальным догадаться, сколько камешков у него в каждой
руке; разделить группу из 3 (4, 5) игрушек между 2 детьми; нарисовать 2 разновидности фигур, например
круги и квадраты, всего 4 фигуры; полезно рассмотреть с детьми числовые фигуры, на которых
кружки расчленены на 2 группы.
Выполнив то или иное задание, дети каждый раз
рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов
в нее входит, и делают обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Например, ребенок
говорит: «Я взяла 2 зеленые и 1 желтую ленточку, а всего 3 ленточки. Число 3 можно составить из 2
и 1; 2 и 1 вместе составляют 3». Важно приучить детей по-разному строить ответы:
идти как от частного к общему, так и от общего к частному: «Всего я нарисовал 4
фигуры: 3 квадрата и 1 фигуру овальной формы».
Не менее важно побуждать детей устанавливать отношение
между целым и частями, то есть делать вывод о составе числа: «Число 4 можно составить
изЗи 1; Зи 1 вместе составляют 4».
Педагог показывает карточку, на которой изображено
от 3 до 5 предметов, но часть их он закрывает и говорит: «На карточке нарисованы
4 зайчика. Угадайте, сколько зайчиков я закрыла». Педагог берет 2 числовые фигуры,
одну из них, например с 3 кружками, показывает детям, а вторую поворачивает к ним
обратной стороной и спрашивает: «Сколько кружков на перевернутой карточке, если
на 2 карточках вместе 5 кружков? Как вы догадались?»
Можно побуждать детей находить в групповой комнате
примеры разложения числа на 2 группы. Например, в групповой комнате может оказаться
2 шкафа с игрушками и 1 с пособиями, а всего 3 шкафа; 2 больших мишки и 3 маленьких,
а всего 5 мишек и т. п.
3. Подвижная игра «Где кто живет?».
Дети стоят в две шеренги на расстоянии 8—10 шагов
одна от другой. Посредине между шеренгами начертить два круга, каждый 80-100 см
диаметром; один круг - «двор», другой — «лес». В шеренгах есть одинаковые «птицы»
и «животные». Каждая пара первой и второй шеренги выбирает себе название любой
птицы или животного, лесных или домашних. Такие же названия выбирает себе и вторая
шеренга. Предположим, первые два ребенка в двух шеренгах — зайцы, вторые — кошки
и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, эти дети быстро бегут в лес.
Например, по сигналу воспитателя «Кукушки!» дети-«кукушки» из двух шеренг спешат
в круг, являющийся лесом; по сигналу «Кошки» дети-«кошки» из двух шеренг спешат
в круг, который является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который
быстрее добежит до круга. Когда все дети окажутся в кругу, игра заканчивается.
4. Рассматривание серии картинок «Новая
улица». Конструирование многоэтажного Дома.
— Рассмотрите картинки по теме «Новая улица».
На одной картине нарисована улица, на другой - перекресток, на третьей -
высокие дома, которые вы сейчас будете строить.
Воспитатель отбирает четырех детей, умеющих
хорошо сооружать постройки, и распределяет между ними роли «шофера» и
«строителей». «Шофер» подвозит строительный материал, «строители» разгружают
машину и аккуратно складывают кирпичики. Они будут строить дома высокие и
низкие. Воспитатель руководит стройкой. «Строители» возводят многоэтажный дом,
а рядом с ним каждый ребенок - маленький домик произвольно.
Воспитатель обращает внимание на «строителей»,
на их действия, на роль каждого из них в игре, на дружеские взаимодействия: один
— строит, другой ~ подает кирпичики, ровняет их или строит возле дома дорожку. Тут
же подсказывает детям, как лучше построить ту или иную деталь дома. Возле дома можно
посадить деревья, цветы.
5. Рефлексия.
Вопросы:
- Что мы делали на занятии?
- В какую игру играли?
- Что рассматривали на
картинках? |