Конспект № 1
Программное содержание
Формировать у детей понимание того, что некоторые предметы можно
разделить на равные части. Учить детей называть части: половина, одна
половина, две половины, равные части. Показать детям, что целый предмет
больше любой своей части, а часть меньше целого.
Активизировать в речи детей слова и выражения: разделить поровну, разделить на две части, половина, Целое больше, часть меньше.
Материал для занятия
У воспитательницы — две куклы, стол для кукол и два стула, одно
яблоко, одна лента, один кусок пирога, одно печенье, одна конфета, один
лист бумаги (прямоугольной формы).
На столе у каждого ребенка такой же лист бумаги и ножницы.
Ход занятия
Воспитательница ставит на стол несколько кубиков и предлагает определить, сколько их. Дети считают.
Воспитательница. Сколько кубиков?
Дима. Пять кубиков.
Воспитательница. Как ты узнал?
Дима. Я сосчитал.
После этого воспитательница говорит детям, что сегодня научит их считать по-другому.
Воспитательница. Я пригласила в гости девочку (сажает за стол
куклу, дети «знакомятся» с ней). Наташа (так договорились называть
куклу) устала, хочет кушать (достает и кладет перед куклой кусок
пирога).
Неожиданно раздается стук и появляется еще гость — вторая кукла,
которую (как выясняется после знакомства) зовут Лиля. Она тоже устала и
тоже хочется есть, а угощение приготовлено для одной. Воспитательница
спрашивает детей, как же поступить в таком случае. Она не спешит с
подсказкой, дает подумать, и в результате добивается ответа, что надо
разделить пирог (а затем печенье, конфету, яблоко) пополам, или на две
равные части. Воспитательница сама делит предметы, каждый раз фиксируя
внимание детей на том, что получаются равные части.
Воспитательница. Я решила завязать Наташе бант (показывает ленту), но и Лиля хочет бантик. Что же сделать, ведь лента у меня одна? Дети предлагают разрезать ленту.
Воспитательница уточняет, что ленту надо разрезать пополам, на две
равные части. Показывает, как надо сложить ленту пополам, и разрезает
ее, спрашивает, сколько получилось половин, сравнивает их, демонстрируя
детям равенство.
Воспитательница. Наши гости теперь сыты, нарядны. Они хотят рисовать, но у меня только один лист бумаги.
Дети. Надо разделить его пополам, на две равные части. (Воспитательница делит, показывает детям, что получилось.)
Воспитательница. Сколько частей дать Наташе?
Дети. Одну.
Воспитательница. А Лиле?
Дети. Тоже одну.
Воспитательница. Правильно (дает куклам по листочку бумаги).
Затем она предлагает детям самим разделить лист бумаги пополам.
Каждый берет листочек бумаги у себя на столе и делит так, как показывала
воспитательница.
Педагог проверяет выполняемую работу, помогает советом, показом.
Затем берет одну часть и целый лист, сравнивает (прикладывает один к
другому, спрашивает: «Что больше, целый лист или его половина?»). Дети
видят: целый лист бумаги больше, чем одна вторая часть, и дают
соответствующий ответ.
На этом первое занятие по данной теме можно закончить.
На следующем занятии воспитательница повторяет конспект № 1, но
изменяет иллюстративный материал: в гости приходят другие персонажи,
меняется меню, в набор продуктов обязательно включается бутылочка с
водой.
Воспитательница заранее нальет туда два маленьких стаканчика, такие
же стаканчики поставит гостям во время занятия. Момент деления воды на
две равные части будет новым на этом занятии; в результате у детей
появится представление о том, что воду тоже можно разделить пополам и
для этого ее нужно померить. Никаких долгих разговоров по поводу мерок и
измерения на этом занятии вести не нужно, а следует ограничиться лишь
замечанием по ходу показа.
Конспект № 2
Программное содержание Закрепить умение детей делить предмет пополам. Учить делению целого
предмета на четыре равные части и умению называть каждую из частей (одна
вторая, одна четвертая, две четвертых и т. д.). Показать детям, как
делить прямоугольный лист бумаги на четыре равные части, как делить круг
на четыре равные части, как разделить яблоко и булку на четыре равные
части.
Материал для занятия
У воспитательницы — большой прямоугольный или квадратный лист бумаги, большой бумажный круг, яблоко, булка.
У каждого ребенка — по два листа бумаги (поменьше) и по два круга (10 см в диаметре).
Ход занятия
Воспитательница напоминает детям, что они делали на прошлом занятии:
делили предметы пополам. Затем воспитательница показывает яблоко и
спрашивает: «На сколько частей можно разделить яблоко?»
Дети. На две части.
Воспитательница. Верно. Яблоко можно разделить на две части, или пополам. (Разрезает.) Сколько частей получилось? Дети. Две части.
Воспитательница. Скольких детей я могу угостить сейчас?
Дети. Двоих.
Воспитательница. А ко мне пришло четверо! Что же делать?
Дети. Надо разделить яблоко на четыре части.
Воспитательница. Разделим яблоко на четыре равные части. (Делит каждую половину яблока еще раз пополам. То же самое проделывает с булкой.)
Затем воспитательница показывает детям, как делить на четыре равные
части лист бумаги и круг. Потом она берет в руку одну из четырех частей и
спрашивает: «Сколько у меня частей?»
Дети. Одна.
Воспитательница. А на сколько всего частей мы разделили бумагу?
Дети. На четыре.
Воспитательница. А как можно еще сказать про эту часть?
Дети. Одна из четырех.
Воспитательница. Можно и так. Но правильно сказать: одна
четвертая — так все называют. Значит, всего четыре части, а одна
(показывает) называется одна четвертая. А две как можно назвать? Дети. Две четвертых.
Воспитательница. Верно. Всего четыре, мы взяли две из этих
четырех, и тогда можно сказать: две четвертых. (Показывает три части.)
Как можно сказать про эти части?
Дети. Три четвертых.
Воспитательница. А про четыре (показывает все четыре).
Дети. Четыре четвертых.
Воспитательница. Положите эти четыре части на целый лист бумаги, часть с частью так, чтобы закрыть целый лист. Закрыли?
Дети. Да.
Воспитательница. Если бы мы склеили все эти четыре части, что бы у нас получилось?
Дети. Целый лист.
Воспитательница. Верно. Четыре четвертых, или один целый лист.
Воспитательница просит разделить на четыре части и второй лист. Дети
делят. Воспитательница делает то же самое, но результаты своего деления и
целый лист наклеивает на картон, прикрепленный к доске. Обратив
внимание детей на получившуюся аппликацию, она показывает разные части и
спрашивает, как они называются.
То же самое воспитательница и дети делают с кругом.
Конспект № 3
Программное содержание
Учить детей делить целый предмет на две, четыре и восемь равных
частей, понимать, что целый предмет всегда больше своей части; что одна
часть предмета, разделенного на две части, называется одна вторая; одна
часть из четырех — одна четвертая; две из четырех — две четвертых; одна
из восьми — одна восьмая и т. д. Подчеркнуть, что при делении предмета
все его части должны быть равны между собой. Активизировать в речи детей
слова и выражения: одна вторая, две четвертых, одна восьмая и т. д.,
разделить на две, на четыре, на восемь частей и т. д.
Материал для занятия
У воспитательницы — лист бумаги.
У детей — по четыре одинаковых прямоугольных или квадратных листа бумаги и по четыре одинаковых листа бумаги треугольной формы.
Ход занятия Воспитательница напоминает детям, что они делали на прошлом занятии:
делили пополам (или на две равные части) и на четыре равные части. Затем
показывает лист бумаги, спрашивает, на сколько частей можно его
разделить. Дет и. На две, на четыре.
Воспитательница просит детей разделить лист на две части. (Дети делят.)
Воспитательница. Сколько частей получилось?
Дети. Две.
Воспитательница. Положите эти две части на столе справа от
себя, но так, чтобы сразу было видно, что это две части. Возьмите
следующий лист бумаги, разделите его на четыре части. (Дети делят.
Воспитательница вместе с детьми соответственно делит свой лист бумаги.)
Воспитательница. Сколько частей у вас получилось?
Дети. Четыре части.
Воспитательница. Положите их на столе справа (или слева) так,
чтобы было видно, что этот лист разделен на четыре части. (Дети
выполняют. Воспитательница показывает детям свои четыре части.)
А теперь посмотрите, как можно получить восемь частей. (Делит каждую из четвертушек пополам так, чтобы дети хорошо это видели.)
Воспитательница. Сколько частей у меня получилось?
Дети. Восемь частей.
Воспитательница (показывает одну часть из восьми). Как можно назвать эту часть?
Дети. Одна восьмая.
Воспитательница задает еще несколько аналогичных вопросов.
Воспитательница. Теперь вы возьмите еще один целый лист и разделите его на восемь частей.
Дети делят. Воспитательница просит положить эти части справа (или
слева) от себя так, чтобы они оставались видны. Затем она прикрепляет к
доске полоску бумаги, разделенную на восемь частей (см. конспект № 2).
Показывая на одну из половин, воспитательница спрашивает: «Как
называется эта часть?» Если дети затрудняются в ответе, она складывает
полоску, бумаги пополам, и дети видят, что получились две части.
Дети. Одна вторая. То же самое спрашивает воспитательница, показывая на четвертые части.
Дети. Одна четвертая.
Воспитательница показывает одну восьмую часть.
Дети. Одна восьмая.
Воспитательница. Дети, посмотрите внимательно на те листочки
бумаги, которые лежат у вас на столе. Покажите мне целый лист. (Дети
поднимают его.) Покажите одну вторую. (Дети показывают.) Покажите одну
четвертую. (Дети выполняют.) А теперь покажите одну восьмую. (Дети
показывают.) Положите рядом одну вторую, одну четвертую и одну восьмую.
(Дети кладут перед собой на столе эти части.)
Воспитательница. Посмотрите, сравните и скажите мне, какая из этих частей самая большая?
Дети. Одна вторая.
Воспитательница. А какая самая маленькая?
Дети. Одна восьмая.
Воспитательница. Правильно, положите все на место и покажите мне две четвертых. (Дети показывают.) Покажите три восьмых. (Дети выполняют.)
На этом данное занятие можно закончить. Если дети с заданием
справились быстро, им предлагается еще разделить круг на две, четыре или
восемь равных частей. Спросить, как какие части называются. Если же
времени не останется, деление круга на восемь равных частей надо дать на
следующем по порядку занятии и на этом же занятии показать детям, как
делить треугольник на две, четыре и восемь равных частей, а затем
поупражнять в этом самих детей. Построить это занятие можно по конспекту
№ 3.
Конспект № 4
Программное содержание
Деление целого на восемь равных частей. Учить детей понимать, что
одна часть из восьми называется одна восьмая, две части—две восьмых, три
— три восьмых и т. д., что все части равны между собой, что целое и
здесь всегда больше Части, а часть меньше целого. Учить делить с помощью
условной мерки. Активизировать в речи детей такие выражения: «Мы
разделили лист бумаги на восемь равных частей, одна часть называется
одна восьмая, все части между собой равны». Материал для занятия
У воспитательницы — прямоугольные листы бумаги, круг. У детей — листы бумаги прямоугольной, треугольной и круглой формы.
Ход занятия
Воспитательница прикладывает к доске полоску, разделенную на части.
Напоминает детям, что они делали на прошлом занятии. Проверяет, как
усвоен этот материал. Затем показывает на половину, четвертую часть
полоски, спрашивает, как это называется.
Если дети затрудняются в ответах, воспитательница напоминает им и
опять спрашивает нескольких детей. Убедившись, что дети помнят то, что
было на прошлом занятии, воспитательница берет лист бумаги и спрашивает,
на сколько частей можно его разделить. Дети отвечают, что на две части,
на четыре части (делят). Воспитательница берет четыре части и
спрашивает, можно ли разделить еще каждую часть на две части. Дети
отвечают.
Воспитательница делит и спрашивает, сколько получилось частей. Дети
хором пересчитывают — восемь частей. Воспитательница показывает деление
полоски на восемь частей. Объясняет, что каждая четвертушка разделена
пополам, получается восемь равных частей. Она снова показывает на
четвертушку, спрашивает, как можно это назвать. Дети отвечают: «Одна
четвертая». Показывает восемь частей. «Как можно назвать каждую из них?»
Дети отвечают: «Одна восьмая».
Воспитательница берет яблоко и спрашивает, на сколько частей его
можно разделить. Дети отвечают. Воспитательница делит яблоко на восемь
частей, показывает одну часть, спрашивает, как можно назвать каждую из
них? Дети отвечают: «Одна восьмая».
Показывает две части, спрашивает, как можно их назвать (две восьмых).
После этого воспитательница чертит прямоугольник, сторона которого
равна взятому шнурку. Говорит детям: «Представьте, что это большая пачка
мороженого и я хочу угостить восемь детей. Как это сделать?» Шнурок
лежит на столе у воспитательницы. Предполагается, что дети сами найдут
способ деления на восемь равных частей.
Если дети не смогут этого сделать, воспитательница показывает сама:
складывает шнурок пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. Условная
мерка найдена. Затем кто-нибудь из детей измеряет прямоугольник и
отмечает, сколько раз уложилась мерка (восемь раз). Воспитательница предлагает детям разделить лежащие на столе
треугольники на восемь равных частей. Когда дети справятся с заданием,
она просит взять один прямоугольный лист бумаги и разделить его пополам,
второй лист — на четыре части, третий — на восемь частей. Затем
показать две четвертых части, одну восьмую, две восьмых части и т. д.
Сравнить их между собой.
Конспект № 5
Программное содержание
Продолжать учить детей делить предметы на равные части. Показать, что
часть зависит от целого и одна восьмая одного предмета (большего) не
равна одной восьмой другого предмета (меньшего). Объяснить, что если
целые предметы не равны, то не равны и их части.
Учить детей делить круг на несколько равных частей. Уметь находить и
правильно называть: одна восьмая, одна четвертая, одна вторая.
Показать другие приемы деления целого на части. Например, в том
случае, когда дается узкая и длинная полоска, ее удобнее делить так, чем
так
Продолжать учить детей делить предметы на несколько равных частей,
пользуясь условной меркой (например, разделить длинный карандаш на
четыре равные части).
Материал для занятия
У воспитательницы — большой круг, два неодинаковых по размеру листа
бумаги, карандаш и шнурок (условная мерка), две узкие полоски бумаги и
три одинаковых квадрата.
У детей — листы бумаги треугольной формы (по четыре на каждого ребенка), круги из бумаги, полоски прямоугольной формы, ножницы.
Ход занятия
Воспитательница. Дети, кто помнит, что мы делали на прошлом
занятии? (Кто-нибудь из детей обязательно скажет, что делили предметы на
равные части.) Правильно. Мы делили с вами целый предмет на две, четыре
и восемь равных частей (показывает на полоску бумаги, прикрепленную на
доске). На сколько частей разделена эта полоска бумаги?
Дети. На две части.
Воспитательница. А тут.
Дети. На четыре. Воспитательница. А теперь.
Дети. На восемь.
Воспитательница. Вспомним, как называется каждая часть. (Дети называют.)
Затем воспитательница переходит к делению круга на равные части. С
этой целью она показывает дегям аппликацию круга. Рассказывает о
какой-нибудь ситуации, когда яблоко обязательно наше разделить на две,
потом на четыре, потом на восемь равных частей.
Воспитательница. Сколько взяла каждая девочка?
Дети. Одну восьмую яблока.
Воспитательница просит детей показать о тку восьмую, две . восьмых,
три восьмых, две четвертых, одну четвертую, одну вторую и две вторых
яблока и при этом назвать их. После этого воспитательница вызывает к
столу двух детей и просит разделить на восемь равных частей два разных
по величине прямоугольника. Дети делят. Воспитательница (берет одну
часть). Как называется этот кусочек?
Дети. Одна восьмая.
Воспитательница (берет одну часть от другого прямой-угольника). Как называется эта часть? ; Дети. Одна восьмая.
Воспитательница. Верно. И это одна восьмая и это одна
"восьмая. Но мне кажется, что они не равны между собой. Давайте
проверим. Видите: одна часть больше, другая — меньше. Почему? г. Если
дети не ответят, надо сказать, что прямоугольники были равны, поэтому не
равны и их части. Показать вторые экземпляры этих прямоугольников,
сравнить их, приложив один к другому.
Воспитательница. Теперь, дети, возьмите у себя на столе один из треугольников и разделите его пополам. (Дети выполняют.)
Теперь возьмите еще один треугольник и разделите его на четыре части.
(Дети выполняют задание.) Возьмите еще один треугольник и разделите его
на восемь частей. (Дети выполняют). Покажите одну четвертую
треугольника... Одну восьмую... Две восьмых и т. д. (Дети показывают.)
Воспитательница. У вас на столах лежат круги. Полубайте, как
можно круг разделить пополам. (Дети должны сложить по диаметру.) Верно.
Теперь делите. (Дети выполняют.) Теперь разделите круг на четыре равные
части. (Дети делят.) И на восемь равных частей... Покажите мне одну
восьмую треугольника и одну восьмую круга. (Предложения на эту тему
можно • варьировать в зависимости от умений детей и времени занятия.)
Теперь посмотрите на меня. (Показывает узкую полоску бумаги.) Как лучше
разделить ее на четыре части? (Если дети не знают, ! показывает еще один
способ деления.) У вас на столах лежат полоски бумаги. Разделите их на
четыре части так, как я вам только что показала. (Дети делят) Затем воспитательница делит по-разному на четыре равные части квадрат. Дети делят так же,
Воспитательница. Сегодня хорошо занимались все дети, но
особенно серьезно думали Оля, Ира, Шура, Миша. Мне бы хотелось им
подарить что-нибудь на память. У меня есть красивый карандаш, но только
один. Как можно его разделить на четыре части? (Если дети не предложат
правильного решения, показать им, как это можно сделать с помощью
шнурка-мерки.) Оля, возьми одну четвертую карандаша. Ира, возьми две
четвертых карандаша. Теперь дай одну четвертуюкарандаша Мише. Саша,
возьми и ты часть карандаша. Как называется эта часть? (Саша должен
сказать: «Одна четвертая».)
На этом занятие можно закончить или еще спросить у детей: «Сколько
всего частей? Четыре четвертых. Если мы все четыре части сложим,
получится один карандаш».
Конспект №6
Программное содержание
Продолжать учить детей делить предметы на части: делить круг на
восемь равных частей. Уметь находить и правильно называть: одна восьмая,
две восьмых и т. д.
Поупражнять детей в других приемах деления целого на части.
Повторить, что часть зависит от целого и одна восьмая одного
(большего) предмета не равна одной восьмой другого (меньшего) предмета.
Поэтому, если целые предметы не равны, то не равны и их части.
Продолжать учить детей делить предметы на несколько равных частей,
пользуясь условной меркой.
Материал для занятия
У воспитательницы — круг и прямоугольник, разделенные на части, два
неодинаковых по размеру круга, свеча и шнурок (условная мерка).
У детей — круги из бумаги, узкие полоски бумаги, ножницы.
Ход занятия
Воспитательница просит детей вспомнить, что они делали на прошлом
занятии. Дети отвечают, что делили на части. Воспитательница говорит,
что хочет проверить, как помнят дети то, что узнали на прошлых занятиях.
Воспитательница показывает прямоугольник, разделенный на части.
Спрашивает, на сколько частей он разделен (при этом показывает указкой
на соответствующие части). Дети отвечают: на две, на четыре, на восемь
частей; называют каждую из частей. Потом воспитательница показывает круг, разделенный на части, и задает
те же вопросы. Просит детей показать одну восьмую, две восьмых, четыре
восьмых.
Затем воспитательница берет большой круг и предлагает разделить его
на восемь частей. Кто-нибудь из детей делит круг. Воспитательница просит
показать одну восьмую часть. Ребенок показывает. В эго же время
воспитательница сама делит меньший круг на восемь частей, показывает
одну восьмую часть и спрашивает детей, равны ли эти части между собой.
Дети отвечают.
Воспитательница предлагает померить одну восьмую часть большого и
малого кругов, спрашивает, почему они не равны. Дети должны ответить,
что не равны были круги, поэтому не равны и их части, части.
Воспитательница дает кому-либо из детей прямоугольный лист бумаги и
просит разделить его на четыре части, потом дает узкую длинную полоску и
просит разделить ее тоже на четыре части. Если дети будут делить
полоску бумаги на четыре части так же, как и прямоугольный лист бумаги,
воспитательница показывает более рациональный способ деления полоски
(см. конспект № 5).
Воспитательница говорит: «У вас на столах лежат полоски бумаги. Разделите их на четыре части, как удобнее».
После того как дети разделили полоску бумаги, воспитательница
предлагает разделить каждому круг на восемь частей, затем спрашивает,
как можно назвать иначе восемь восьмых (целое), предлагает сложить их
так, чтобы получился круг.
В заключение занятия воспитательница показывает детям свечу и
говорит, что она может пригодиться, если вдруг испортится электричество.
Но групп в детском саду четыре, а свечка одна. Как разделить ее, чтобы в
каждой группе была свечка (на столе лежит шнурок и ножницы, шнурок
больше свечки). Дети должны вспомнить, как они делили карандаш на
прошлом занятии, и так же разделить свечу при помощи условной мерки.
|