Цель. Дать представление о том, что при удалении
единицы из любого числа получается предыдущее число. Развивать понимания
взаимно-обратных отношений между числами в пределах 10. Упражнять детей в
решении задач на установление отношений между величинами.
Демонстрационный материал: наборное полотно с 2
полосками, предметные картинки: васильки, ромашки, снегири (по 10 шт.).
Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками,
подносы с набором игрушек 2—3 видов (10 игрушек каждого вида на ребенка).
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель обращается к детям: «На прошлом
занятии вы учились получать новые, следующие по порядку числа. Как вы это
делали? Давайте поупражняемся еще раз! (Ставит на верхнюю полоску наборного
полотна 10 картинок васильков.) Сколько васильков я. поместила на верхнюю
полоску? Сколько надо поместить ромашек на нижней полоске, чтобы их было
столько же, сколько васильков? Сережа, помести на нижнюю полоску столько же
ромашек, сколько васильков на верхней полоске, точно цветок под цветком, а мы с
вами все вместе будем их считать: один да один — два, два да один — три, три
да один — четыре... (Дети вместе с воспитателем считают картинки по мере того,
как ребенок их выкладывает на полоске.)
Мы с вами вспомнили, как получают следующее число. А
сейчас узнаем, как получают число, которое стоит перед данным. Поровну ли у нас
ромашек и васильков? Если я 1 василек сниму, то сколько их будет? (Снимает
картинку.) Сколько теперь васильков? Как получилось 9 васильков? (Дети должны
точно сказать, из какого числа предметов удалили 1 и сколько их получилось.)
Какое же число идет до 10? 9 больше или меньше 10? Что надо сделать, чтобы
цветов стала поровну — по 9? (Кто-либо из детей снимает ромашку.) Какое число
идея до 9? Что надо сделать, чтобы было 8 васильков, а не 9? (Снимает
картинку.) Каких цветов теперь меньше и почему? Из какого числа ромашек и сколько надо убрать, чтобы получилось 8?
(Снимает ромашку.) Если из 8 ромашек убрать 1, то сколько их получится!
(Снимает ромашку.) Сколько теперь ромашек и почему? На сколько 7 меньше 8? Как
сделать, чтобы цветов стало поровну — по 7?» И т. д. (Количество цветов в обеих
группах доводится до 6)
В заключение воспитатель спрашивает: «Как же мы
получали число, которое идет до данного? Правильно, мы убирали 1 предмет и получили
число (меньше на 1), которое идет до данного числа?»
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель предлагает детям положить карточки перед собой, ставит на стол 6
игрушек и задает вопросы: «Сколько игрушек надо поставить на нижнюю полоску
карточки, чтобы их было на 1 меньше?» Дети отвечают, а затем проверяют это
практически: выясняют, у кого меньше игрушек: у каждого из них или у
воспитателя. Далее педагог спрашивает: «Сколько игрушек надо поставить на
верхнюю полоску карточки, чтобы их было на 1 меньше, чем игрушек на нижней
полоске? Почему надо взять 4 игрушки?» Выполнив задание, дети сравнивают
количество игрушек на верхней и нижней полосках карточки.
Ставя на стол 4 игрушки, воспитатель дает новое
задание: «На верхнюю полоску карточки поставьте на 1 игрушку меньше, чем у
меня, а на нижнюю — на 1 игрушку больше, чем вы поставите на верхнюю полоску».
Затем задает вопросы: «Сколько у меня игрушек? Сколько
игрушек у каждого из вас на нижней полоске? Почему у вас на нижней полоске
столько же игрушек, сколько у меня?»
Примечание. Вместо данного упражнения можно провести
игру в лото «Найди на 1 меньше».
3-я часть. Воспитатель выставляет в ряд на наборном
полотне 10 картинок снегирей и предлагает кому-либо из детей их сосчитать, а
затем объясняет задание: «Я буду убирать по 1 снегирю, а вы все вместе со мной
будете называть, сколько их осталось. 10 без 1 —9, 9 без 1 — 8, 8 без 1 — 7
...» И т. д. В заключение педагог говорит: «Видите, дети, всегда, когда мы
убирали 1 предмет, число уменьшалось на 1, получалось новое число, которое идет
до него».
4-я часть. Воспитатель вызывает 5 детей разного роста
и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети
построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он
ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше?» Сравнивает рост детей,
стоящих рядом: «Кто выше: Коля или Леня? Леня или Вера? А теперь скажите, кто
выше ростом: Вера или Коля?» В заключение педагог предлагает решить задачи.
Вариант 1. В старшую группу ходят Юля, Боря и Маша.
Юля ростом выше Бори, а Боря — выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого
роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?
Вариант 2. Коля ростом выше Юли, а Наташа — ниже Юли.
Кто из этих детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите. |