Цель. Учить детей ориентироваться на листе бумаги,
познакомить с тетрадью в клетку; упражнять в счете на слух, учить уменьшать
число на 1.
Демонстрационный материал: доска, разлинованная в
клетку, цветные мелки; карандаш, тетрадь в клетку; молоточек и ширмочка.
Раздаточный материал: тетради в клетку, равные 1/2
школьной тетради; простые мягкие карандаши; подносы с мелкими игрушками.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель сообщает детям: «Сегодня мы с
вами начнем учиться рисовать в тетрадях. В таких тетрадях пишут школьники на
уроках математики. Мы будем готовиться к школе, выполнять разные упражнения,
научимся правильно держать карандаш. Проверьте, правильно ли вы сидите.
Положите тетрадь прямо перед собой. Давайте ее рассмотрим. Возьмите 2 пальцами
левой руки верхний правый угол обложки и откройте
тетрадь. (Показывает.) Полистайте тетрадь. Как называются стороны листа?
Правильно, они называются страницами. Покажите правую страницу первого листа.
Покажите его левую страницу. А теперь покажите правую страницу второго листа.
Откройте тетрадь на первой странице, рассмотрите ее. Что вы здесь видите на
странице? Посмотрите на доску. (Проводит рукой вдоль 2—3 горизонтальных
линеек.) Видите эти линеечки, они прямые, иду! слева направо. Найдите у себя
такие линеечки, поставьте карандаш неочищенным концом на левый конец второй
линеечки и проведите карандашом по ней слева направо. Нет ли на этой странице
еще линеек? Правильно, они идут прямо сверху вниз. Найдите вторую линеечку
слева и проведите по ней карандашом сверху вниз. Линеечки пересекаются,
получаются клетки, похожие на квадратики. Посмотрите на доску, я обведу
несколько клеток. (Обводит 3—4 клетки в разных частях доски.) Вся доска у меня
разлинована в клетку.
Теперь проверьте, правильно ли лежит ваша тетрадь, она
должна лежать прямо перед вами. Возьмите карандаш в правую руку. Он должен
опираться на третий средний палец, большой палец придерживает его, а
указательный направляет. (Показывает.) Тупой конец карандаша должен смотреть в
плечо. Левой рукой придерживайте тетрадь. Обведите клетки в разных частях
страницы».
Педагог дает детям 1—2 мин для работы, а затем
предлагает сосчитать, сколько клеток они успели обвести.
2-я часть. Воспитатель объясняет задание: «Я буду
стучать молоточком, а вы сосчитаете, сколько раз он ударит, и поставите в ряд
на 1 игрушку меньше, чем ударов». Когда дети выполнят задание, педагог
спрашивает: «Сколько игрушек вы поставили и почему?» Выслушав ответы нескольких
детей, оценивает правильность выполнения задания. Упражнение повторяется 3—4
раза. Затем воспитатель предлагает задачи: «У Коли 3 конфеты. У Светы на 1
конфету меньше! Сколько конфет у Светы? Маша купила 4 катушки белых ниток, а
черных — на 1 катушку меньше. Сколько катушек черных ниток купила Маша? Почему
вы так думаете?»
3-я часть. Воспитатель вызывает 10 детей, предлагает
им встать в шеренгу и спрашивает последнего: «Сколько вас?» Тот отвечает: «Нас
10». Педагог предлагает последнему сесть на место: «1 ушел. Сколь! ко
осталось?» «Нас 9!» — отвечают дети. «1 ушел! (Девятый садится на место.)
Сколько осталось?» И т. д.
|