Цель. Познакомить детей со способом измерения объема
сыпучих тел; упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток.
Демонстрационный материал: 2 банки с крупой (в узкой
банке 3 стакана риса, в широкой — 4 стакана пшена); пустая1 миска, стакан,
чашка, пол-литровая банка, столовая и чайная ложки; палочка, полоска, счеты. На
доске, разлинованной в клетку, нарисован бордюр, в котором чередуются 3 красные
и 1 синяя палочки (красные палочки, равные длине 2 клеток, расположены
вертикально; синие палочки, равные длине 1 клетки, расположены горизонтально;
расстояние между палочками равно длине 1 клетки). (Бордюр закрыт шторкой.)
Раздаточный
материал: у каждого из детей по 2 чашки. (В одной — 4 маленьких стакана риса,
вторая — пустая); маленький стаканчик — мерка; карточка с 2 свободными
полосками, квадраты (по 6—7 шт.); тетрадь в клетку, красный и синий карандаши.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель задает детям
вопросы: «Что вы видите в банках? («В одной — рисовая крупа, в другой —
пшенная».) Как вы думаете, какой крупы больше: риса или пшена? Как это
проверить? («Надо измерить объем риса и объем пшена и результаты измерения
сравнить».) Что необходимо для измерения? («Надо выбрать мерку».) Можно ли объем
крупы измерить полоской или палочкой? Почему нельзя? Что можно измерить
полоской или палочкой? Чем можно измерить объем крупы? («Банкой, стаканом,
ложкой».) Чем удобнее измерять крупу: стаканом или ложкой?»
Уточняя ответы детей, педагог говорит, что крупы
много, поэтому ее лучше измерить более крупной меркой — стаканом. Ложкой
пришлось бы долго измерять. «Чем нам будет служить стакан? («Меркой».) Сначала
мы с вами измерим объем риса,— продолжает воспитатель.— Для того чтобы не
забыть результат измерения, будем откладывать косточки на счетах». Предлагает
это делать кому-либо из детей, показывает, как надо наполнять мерку, чтобы
измерение было правильным (стакан-мерка должен быть полным, но не с верхом).
Каждый раз, отмерив стакан риса, напоминает ребенку отложить косточку на
счетах, а отмерив 2—3 стакана, спрашивает: «Весь ли рис измерен? («Нет, только
часть риса».) До каких пор надо продолжать измерение?» («Пока не будет измерен
весь рис».)
Окончив измерение, воспитатель спрашивает: «Сколько
косточек Юра (Оля) отложил на верхней проволочке? Что они обозначают?' Сколько
у нас риса?» Затем предлагает одному ребенку измерить объем пшена, а другому
откладывать косточки на верхней проволочке. Еще раз уточняет, как надо
наполнять стакан-мерку.
После того как дети закончат измерение, воспитатель
задает вопросы: «Сколько у нас пшена? А сколько риса? Какой крупы оказалось
больше (меньше): риса или пшена? Почему вы так думаете? Какие правила измерения
вы узнали? Что надо решать сначала? («Надо решить, что будет измерено».) До
каких пор надо продолжать измерение? Как надо наполнять мерку? А как мы
наполняли мерку, когда измеряли объем воды и молока?»
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель говорит, детям, что сейчас они сами будут измерять объем крупы.
Задает вопросы: «Чем вы будете измерять крупу? Почему вам удобнее измерять
маленьким стаканчиком? («Маленьким стаканчиком удобнее измерять крупу, потому
что ее мало».) Что надо делать, чтобы не забыть, сколько стаканчиков вы
отмерили?» («Каждый раз, отсыпав стаканчик, надо откладывать квадратик на
верхнюю полоску карточки».)
После выполнения задания воспитатель спрашивает детей,
сколько крупы у них оказалось. Если результаты измерения будут разные, то
воспитатель говорит, что у всех крупы было одинаково, по 4 стаканчика. Дети,
которые получили другое число, измеряли неточно, крупу насыпали в мерку с
верхом или меньше, чем надо, забывали откладывать квадраты. Педагог
подчеркивает, что измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильный.
Воспитатель может вызвать к столу одного из тех детей, кто ошибся, и предложить
ему перемерить крупу.
Примечание. В ходе работы воспитатель напоминает
детям, чтобы они аккуратно обращались с крупой: измеряя, не рассыпали ее. По
окончании работы крупу относят на кухню.
3-я часть. Воспитатель говорит детям: «Сегодня вы
будете рисовать бордюр такой же, как на доске. Сядьте правильно. Положите
тетрадь прямо перед собой». Задает вопросы: «Какого цвета палочки? Как
расположены красные палочки? («Они стоят».) Сколько всего красных палочек в
каждой группе? («По 3».) Какой они длины? Какое расстояние между красными
палочками? Как расположены синие палочки? («Они лежат между красными
палочками».) Какое расстояние между красными и синими палочками? Чему равна длина
синих палочек?»
Воспитатель обращает внимание детей на то, что
начинать рисовать палочку надо точно от верхней линеечки и заканчивать у нижней
линеечки, соблюдая одинаковые расстояния между палочками; палочки рисовать
прямые. После этого закрывает образец шторкой и дает задание: взять красный
карандаш, отступить 2 клетки сверху и 2 слева и нарисовать бордюр. Когда дети
закончат работу, педагог отодвигает шторку и предлагает детям проверить,
правильно ли они нарисовали бордюр. |