Цель. Учить раскладывать число 5 на 2 меньших числа, а
из 2 меньших чисел составлять 1 число, закрепить представление о составе чисел 3 и 4; продолжать развивать представление о
зависимости результата измерения от размера мерки.
Демонстрационный материал: цветная таблица, на которой
нарисована ветка, в ней сделаны разрезы, 5 цветных изображений листьев,
указка; 4 кирпичика, мерки-полоски (первая равна 1/2 длины кирпичика, вторая —
длине 1 кирпичика, третья — 2); числовые фигуры с количеством кружков от 1 до
3.
Раздаточный материал: карточки с 4 полосками, по 20
кружков на каждого ребенка.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель вызывает 3 детей, одному из
них предлагает распределить 3 игрушки между 2 другими детьми. После того как
ребенок выполнит задание, спрашивает: «По сколько игрушек у Наташи и Коли (Лены
и Юры) и сколько игрушек у 2 детей вместе? Как еще можно распределить игрушки?»
Аналогичное упражнение проводится с 4 игрушками. После этого воспитатель предлагает
детям положить перед собой карточку, с 4 полосками, а затем, указывая на
таблицу, в прорези которой вставлены 5 листьев, спрашивает: «Сколько листьев
на ветке?» — и дает задание положить на верхнюю полоску карточки столько же
кружков. Затем перемещает лист вниз таблицы и задает вопросы: «1 лист упал.
Сколько теперь листьев на ветке? Сколько листьев внизу? Сколько всего листьев?
Из каких 2 чисел можно составить число 5?» Уточняя ответы детей, педагог
говорит: «Число 5 можно составить из чисел
4 и 1; 4 и 1 вместе составляют 5». (Обводит указкой
каждую часть листьев и сразу все листья.) Дает задания: «Покажите на кружках,
как можно составить число 5. Отодвиньте 1 кружок вправо. Из каких 2 чисел вы составили число 5?» (Перемещает
еще 1 лист вниз. Лист упал.) Спрашивает: «Сколько листьев осталось на ветке?
Сколько листьев внизу? Сколько всего листьев? Из каких 2 чисел можно составить
число 5?» Предлагает отсчитать 5 кружков и разложить их на второй полоске так,
чтобы было видно, как теперь составлено число 5, затем рассказать, сколько
всего кружков на второй полоске, по скольку их слева и справа, как составлено
число 5. Аналогично рассматриваются остальные варианты состава числа 5: 2 и 3, 1 и 4. В заключение воспитатель предлагает детям
посмотреть на все 4 полоски и рассказать, из каких 2 чисел можно составить
число 5.
2-я часть. Воспитатель дает задание кому-либо из детей
построить заборчик из 4 кирпичиков, а другому — измерить его длину меркой,
равной по длине 1/2 длины кирпичика, всем детям вместе (хором) считать, сколько
раз уложилась мерка. «Сколько раз мерка уложилась по длине заборчика?» —
спрашивает воспитатель и предлагает ребенку обозначить результат измерения
карточкой с 8 кружками. Затем показывает мерку, равную длине кирпичика, задает
вопросы: «Эта мерка длиннее или короче первой? Больше или меньше раз уложится
эта мерка по длине заборчика? Почему?» Предлагает 1 ребенку измерить длину
заборчика новой меркой, а всем вместе (хором) считать, сколько раз она
уложится. «Какое число получилось?» — выясняет воспитатель и предлагает ребенку
поставить карточку с 4 кружками. После этого он показывает мерку, равную длине
2 кирпичиков, и спрашивает: «Как вы думаете, больше или меньше получится число
в результате измерения? Почему?» Затем кому-либо из детей поручает измерить
этой меркой длину заборчика, спрашивает, какое число получилось в результате.
Предлагает ребенку поставить карточку с 2 кружками. В заключение задает
вопросы: «Когда же мы получили число 8 (4, 2)? Больше или меньше получилось
число, когда мерка была длиннее? А когда мерка была короче?»
|