Цель. Закрепить представления детей об основном
правиле счета: считать предметы можно в любом направлении, но нельзя пропустить
ни один предмет и ни один предмет сосчитать дважды; уточнить представление о
том, что число предметов не зависит от формы их расположения и размеров,
упражнять в счете звуков и отсчете предметов; упражнять в сравнении предметов
по Длине, ширине, высоте и толщине.
Демонстрационный материал: наборы игрушек (6 рыбок, 7
утят и 8 пингвинов) и числовые фигуры с количеством кружков от 5 до 10;
карточки, на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10 (по 3—4
карточки на каждое число), причем предметы расположены по-разному: по кругу, в
2—3 ряда, по вертикали или по горизонтали; предметы разных размеров (высокие и
низкие березки; цветные плоскостные изображения), тонкие и толстые палочки,
широкие и узкие ленточки (по 10 шт. каждого вида предметов).
Раздаточный материал: карточки, на которых нарисованы
от 5 до 8 предметов (по 1—2 карточки на каждого ребенка).
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель ставит на стол в ряд 3 группы
игрушек и спрашивает: «Как узнать, сколько разных игрушек?» Одному ребенку
предлагает сосчитать какие-либо игрушки слева направо, а другому эти же игрушки
— справа налево. (По очереди вызывает 6 детей.) В заключение педагог задает
вопросы: «Как дети считали игрушки? Изменялся ли результат счета?» И делает
вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом
направлении, результат получится один и тот же».
Воспитатель помещает на доску 3 числовые фигуры, а
карточки с изображением предметов раскладывает на столе рисунками вниз. Затем
обращается к детям: «На столе лежат карточки рисунками вниз. Те, кого я вызову,
должны взять по 1 карточке, сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано,
найти на доске карточку, на которой нарисовано столько же кружков, и поставить
под нею свою. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее других сделает это».
Вызывает 3 детей, после выполнения задания вместе с
детьми рассматривает карточки, поставленные к каждой числовой фигуре, обращает
их внимание на то; что предметы на карточках расположены по-разному, но
количество их одинаковое. Воспитатель, пересчитывая рисунки на одной из
карточек, намеренно допускает ошибки (пропускает какой-либо рисунок или
считает его дважды) и спрашивает: «Почему получился неправильный результат? Что
надо запомнить, чтобы да считаешь предметы, расположенное не в ряд? Правильно,
надо хорошо запомнить, с какого предмета начат счет, чтобы не пропустить ни
одного предмета и ни один предмет не сосчитать дважды».
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
«Сосчитайте, сколько раз ударит молоточек, и покажите карточку, на которой
нарисовано столько же предметов». (Педагог извлекает от 5 до 8 звуков.) После
этого приглашает детей, которые правильно выполнили последнее задание, выйти
вперед, встать в ряд лицом к остальным детям и показать свои карточки. Ребята
рассказывают, сколько предметов нарисовано на карточке и как они расположены. В
заключение воспитатель задает вопросы: «Одинаково ли расположены предметы на
карточках? Поровну ли предметов на карточках?» После того как выслушает ответы
нескольких детей, подводит итог: «Предметы расположены по-разному, но их
поровну — по 7».
3-я
часть. Воспитатель дает детям задания: отсчитать и принести на стол 6 высоких и
6 низких березок; 7 тонких и 7 толстых палочек; 5 больших и 5 маленьких
матрешек и т. д., после этого обращается к детям с вопросом: «Можно ли взять
равное количество предметов, если одни из них большие, а другие маленькие?» В
заключение, предлагает самим придумать задания: маленьких (коротких, узких,
низких предметов должно быть столько же (или больше, или меньше), сколько
больших (длинных, широких, высоких).
|