Цель. Закрепить умение разлагать числа 3, 4, 5 на 2
меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять 1 число; учить при отмеривании
сыпучих тел заменять отсутствующую мерку подобной, меньшей по размеру;
упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Демонстрационный материал: 4 горшка с цветами, доска,
цветные мелки, банка с крупой, миска, чайная ложка, мяч.
Раздаточный материал: карточки с кружками в количестве
от 1 до 5 (с 2 кружками по 2 карточки), карточки с 2 свободными полосками;
квадраты (по 10 шт. на ребенка).
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель спрашивает: «Сколько горшков с
растениями на этом подоконнике? А на том? (Указывает.) Сколько горшков с
растениями на 2 подоконниках? («4».) Почему вы так думаете?» Далее рисует на
доске большой овал вверху, под ним
2 маленьких, от большого овала к маленьким проводит
стрелочки, говорит детям, что сегодня они вспомнят, из каких 2 чисел можно
составить числа 3, 4, 5, затем просит взять карточки с кружками, положить их в
ряд так, чтобы слева была карточка с самым маленьким числом кружков, а справа —
с самым большим. Карточки, на которых одинаковое количество кружков, положить
одна на другую.
Когда дети выполнят задание, воспитатель рисует в
большом овале
3 кружка и говорит, что число 3 разделили на 2 меньших
числа, спрашивает, какие это числа. Просит показать, какие 2 карточки надо
поместить внизу в левом и правом овалах, по сколько кружков на каждой из
имеющихся у детей карточек и сколько их всего. Полезно кому-либо из детей дать
задание нарисовать нужное количество кружков в маленьких овалах и ответить на
вопрос, как еще можно разделить число 3 на 2 меньших числа.
Далее воспитатель рисует в большом овале еще 1 кружок,
а в маленьких — стирает кружки и спрашивает ребят, сколько кружков теперь в
большом овале. После того как число 4 разделили на 2 меньших числа, можно
предложить детям показать, какие из карточек следует поместить в маленьких
овалах, и ответить на вопрос, почему показали именно эти карточки (спросить
взявших карточки с другими числами).
Воспитатель теперь предлагает кому-либо из ребят
нарисовать нужное количество кружков в маленьких овалах и задает вопросы: «По
сколько кружков Стасик (Юра) нарисовал в каждом из овалов и сколько всего
кружков он нарисовал? По сколько еще кружков можно было нарисовать в маленьких
овалах?» Вызывает кого-либо из детей к доске и спрашивает: «Если объединить
числа 4 и 1, то какое число получится?»
Воспитатель рисует новую схему, внутри большого овала
помещает 2 маленьких. Предлагает всем детям показать карточки с таким числом
кружков, а одному из них нарисовать в маленьких овалах нужное число кружков.
Дети отвечают на вопросы: «По сколько кружков нарисовал Витя (Коля) в каждом из
овалов? Получилось ли у него 5 кружков?» Для закрепления знаний о составе числа
5 можно дать задание: используя карточки с кружками, показать, из каких 2
чисел можно еще составить число 5. Педагог вместе с детьми обобщает, как
по-разному можно составить число 5.
2-я часть. Воспитатель говорит детям, что им разрешили
отмерить 4 столовые ложки крупы и взять на прогулку, чтобы подкормить птиц.
«Столовой ложки у нас нет, а есть только чайная. Как же нам отмерить
4 столовые ложки крупы?» — спрашивает педагог, при
этом просит детей вспомнить, сколько чайных ложек крупы помещается в 1 столовой
ложке. («Надо измерить крупу чайной ложкой, а вести счет столовых».)
Предлагает вызванному ребенку отмерить нужное количество крупы, а всем
остальным на верхней полоске карточки откладывать квадратики, которые будут
означать, сколько столовых ложек отмерено. После того как ребенок отмерит
первые 2 чайные ложки крупы, воспитатель задает вопросы: «Сколько надо
отложить квадратов? Почему?» («Юля отмерила 2 чайные ложки, а они составляют 1
столовую, значит, надо отложить 1 квадрат».) Педагог напоминает детям, что
надо внимательно следить за тем, как ребенок отмеряет, чтобы вовремя его
остановить. Когда задание будет выполнено, можно спросить детей: «Сколько вы
отложили квадратов? Что обозначает 1 квадрат? Сколько всего столовых ложек
крупы отмерено? Чему же вы сегодня научились?» В заключение педагог уточняет
ответы детей: «Научились заменять одну мерку другой. Отмеряли крупу чайной
ложкой, а вели счет столовых ложек».
3-я часть. По просьбе воспитателя дети встают в круг.
Он говорит: «Я буду называть числа, а тот, кому я брошу мяч, будет считать от
этого числа дальше или обратно, как я скажу. Число, которое я назову, повторять
нельзя!» После этого бросает мяч ребенку и произносит: «3, считай дальше! 5,
считай обратно!» И т. д. |