Цель. Учить детей самостоятельно придумывать тему и
содержание задач по указанным числовым данным; учить отражать в рисунке
условие задачи, упражнять в составлении задач по рисунку; учить решать
логические задачи на поиск недостающей фигуры и доказывать правильность своего
решения.
Демонстрационный материал: таблица, на которой
представлена логическая задача. (В верхней части таблицы 3 ряда геометрических
фигур. В каждом из них в 3 больших фигурах — в круге, квадрате, треугольнике —
изображены маленькие круг, квадрат, треугольник синего, красного и зеленого
цвета- Фигуры каждого вида представлены в разных сочетаниях и в разном порядке.
В третьем ряду 1 фигуры не хватает. Внизу таблицы, под чертой изображены 6
фигур, среди них есть такая, которой недостает в третьем ряду.) Числовые
фигуры с количеством кружков 4, 8 и 1; доска, мел, указка.
Раздаточный материал: тетради в клетку, простые мягкие
карандаши.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель объясняет задание: надо
внимательно рассмотреть, какие фигуры нарисованы в первом, во втором, а затем в
третьем ряду таблицы, и догадаться, какой фигуры в этом ряду не хватает.
Недостающую фигуру можно выбрать среди фигур, расположенных под чертой. Дети
1—2 мин рассматривают, а затем воспитатель спрашивает: «Так какую фигуру надо
поместить в третьем ряду?» Дети еще раз внимательно рассматривают фигуры по рядам:
один из них рассказывает, какие фигуры нарисованы в первом ряду, второй — во
втором, третий — в третьем ряду, отмечая, какой фигуры в нем не хватает
(показывает ее).
2-я часть. Воспитатель говорит, что сегодня дети будут
учиться составлять задачи, и предлагает послушать задачу, придуманную им:
«Пионеры посадили несколько берез и 1 тополь. Сколько всего деревьев посадили
пионеры?» В ходе работы воспитатель задает вопросы: «Можно решить эту задачу?
Почему ее нельзя решить? Сколько чисел должно быть в условии задачи? Кто
исправит задачу? (Вызывает 2 детей.) Можно ли теперь решить задачу? Почему?
Сколько всего деревьев посадили пионеры? Сколько же чисел должно быть в условии
задачи?» Затем дети рассматривают числовые фигуры с кружками: 8 и 1. Воспитатель
предлагает сосчитать, сколько кружков на них нарисовано, а затем придумать
задачи с этими числами. Вызывает 2—3 ребят и просит рассказать свои задачи,
остальные дети отвечают на вопросы задач.
В следующем задании предлагается придумать задачу с
числами, имеющимися на других числовых фигурах: 4 и 1. Заслушивают несколько
вариантов задач, выбирают наиболее удачную, дети отвечают на ее вопрос.
3-я часть. Воспитатель говорит: «Сейчас вы будете не
только придумывать задачи, но и зарисовывать их. Сначала это сделаю я, а вы
определите, какую задачу я придумала». Педагог рисует вазу, в ней 3 яблока, а
рядом с вазой еще 1 и спрашивает: «Какую задачу я придумала?» Затем дает
задание: сесть правильно, положить тетрадь прямо перед собой, открыть ее на
чистой странице, придумать задачу с числами 3 и 1 и сделать в тетради ее
рисунок, но так, чтобы было видно, что это условие задачи, а не ответ на ее
вопрос. Для рисунка следует выбирать простые предметы: флажки, самолеты, яблоки
и др.
После того как дети закончат работу, воспитатель
выбирает 2 удачных рисунка, предлагает всем определить, какую задачу придумал
каждый ребенок. Он показывает неудачный рисунок, на котором дан ответ на вопрос
задачи, а не условие, и спрашивает, можно ли по этому рисунку составить задачу.
Затем дети обмениваются рисунками и проверяют, можно ли составить задачу по
рисунку соседа.
|