Цель. Учить детей составлять и решать задачи на
сложение и вычитание по указанным числовым данным; закрепить умение измерять
объем сыпучих тел; закрепить представление о составе чисел 3, 4, 5 из 2 меньших
и о последовательности чисел в пределах 10, упражнять в сравнении чисел.
Демонстрационный материал: числовые фигуры с
количеством кружков от 1 до 7; пакет с рисом; 2 миски (в одной из них 4 ложки
риса, вторая — пустая); столовая ложка; счеты.
Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками,
кружки на подносе (по 10 кружков на каждого из детей).
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель вывешивает на доску 3 числовые
фигуры с кружками (1, 4, 3 или 2, 5, 3) и задает вопросы: «Какое из этих чисел
может быть составлено из 2 других?» (Возможные варианты задания: найти среди 3
чисел такое, которое равно 2 другим числам вместе; 2 числа вместе составляют 5,
какие это могут быть числа.) Дети отвечают. После этого воспитатель объясняет
новое задание: «Сейчас я буду называть сразу 3 числа, а вы должны определить,
какое число я пропустила». (Называет числа: 2, 3, 5; 1, 2, 4; 6, 8, 9.) Затем
называет 3 числа в обратном порядке, а дети определяют, какое число пропущено.
2-я часть. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они
опять будут составлять и решать задачи. «Для того чтобы сварить кашу, мама
взяла несколько ложек крупы. Нужно узнать, сколько крупы взяла мама. Как это
узнать? Чем мы измерим объем крупы? Как надо насыпать крупу в ложку, чтобы
измерение было точным?» — спрашивает воспитатель и предлагает кому-либо из
детей измерить крупу, а чтобы не забыть, сколько ложек крупы отмерено, все
остальные должны откладывать кружки на верхней полоске карточки. Дети отвечают
на вопросы: «Сколько кружков вы отложили? Что они обозначают?» («Кружки
обозначают, что мама взяла 4 столовые ложки крупы».)
Далее воспитатель говорит, что мама решила взять из
пакета еще 1 столовую ложку крупы. (Наполняет ложку и высыпает крупу в миску.)
Предлагает детям отложить 1 кружок справа, а затем придумать задачу про то,
что сделала мама, спрашивает: «Больше или меньше стал: крупы в миске после
того, как мама взяла ещё 1 ложку? Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос
задачи? Можем ли мы теперь ответить на вопрос?» Дает еще задание: сложить все
кружки на поднос и составить новую задачу. («Сколько сейчас крупы в миске?»)
Вызывает ребенка, предлагает ему измерить крупу, а всем остальным — откладывать
кружки на верхней полоске карточки. По окончании измерения воспитатель
спрашивает: «Сколько вы отложили кружков? Что они обозначают?» После этого он
говорит, что мама взяла для супа 1 столовую ложку крупы. (Отсыпает 1 ложку
крупы в пустую миску, а дети отодвигают 1 кружок вправо.) «Больше или меньше стело крупы в миске после того, как мама взяла из нее 1
ложку? Кто придумал новую задачу? Что надо сделать, чтобы решить задачу? Почему
из 5 надо вычесть 1? Кто даст ответ на вопрос задачи?» — предлагает воспитатель
вопросы детям.
Можно дать новое задание: придумать задачу про то, кто
что захочет, но чтобы в ней обязательно были числа 7 и 1. (Ставит к доске
числовые фигуры с 7 и 1 кружком.) 3—4 детей рассказывают свои задачи. Если эти
задачи только на сложение, воспитатель советует придумать такие задачи, где
одно число надо будет вычесть из другого. Он предлагает детям выбрать 2—3
наиболее интересные задачи и решить их.
Примечание. В ходе работы воспитатель вновь
напоминает, как надо обращаться с продуктами питания; по окончании дежурные
относят крупу на кухню.
3-я честь. Воспитатель предлагает ребятам встать в
круг и поиграть в игру «Назови число больше или меньше на 1». Он говорит, что
будет называть числа и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, должен быстро
называть число больше или меньше на 1 и бросить мяч обратно. Если ребенок
ответит неправильно, сделает шаг назад, выйдет из общего круга. (Например, «5,
назови меньше не 1! 5, назови больше на 1!») |