Цель. Продолжать развивать у детей представление о независимости
числа предметов от их размеров и площади, которую они занимают; учить
сравнивать смежные числа, прибегать к наглядным способам доказательства;
упражнять в счете звуков; развивать умение группировать геометрические фигуры
по указанным признакам; упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему
форму.
Демонстрационный материал: на доске нарисованы 2
лесенки, одна выше другой на 10 см, у высокой лесенки 8 ступенек, а у низкой —
9, но расстояние между ступеньками меньше, чем у высокой; схематичный рисунок,
на котором изображен контур парохода, на нем 6 кружков слева и 7 точек справа;
молоточек.
Раздаточный материал: схематичные рисунки парохода,
соответствующие демонстрационному; «числовые фигуры» с количеством кружков от
5 до 10, по 2 на каждого ребенка;
конверты, в которых по 12 моделей геометрических фигур: маленький красны
и большой зеленый круг, маленький синий и зеленый овалы, больше красный,
маленький синий прямоугольник и 3 больших прямоугольник! красного, зеленого
и синего цвета,
маленький синий и
зелены! квадраты и большой синий квадрат.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель обращается к
детям: «Какая лесенка выше: левая или правая? У какой лесенки больше1 ступенек?
Почему вы так думаете? Как доказать, что у низкой лесенки ступенек больше, чем у высокой? Чем же отличаются лесенки друг от
друга?»
2-я часть. На доску воспитатель прикрепляет рисунок
парохода и предлагает его внимательно рассмотреть. «Теперь я вам объясню, что
обозначают кружки и точки,— продолжает педагог.— Дети старшей группы построили
пароход и пригласили малышей на нем покататься. Кружками обозначены старшие
ребята, а точками — малыши. Скажите, кого на пароходе было больше: малышей или
старших детей? Почему вы так думаете? На сколько 6 меньше 7? Как показать, что
7 больше 6 на 1?
Давайте соединим точки с кружками стрелочками. От
каждой точки проведем стрелочку к кружку. (Кто-либо из детей выполняет задание!
у доски.) Что же у нас получилось? Без пары остался кружок или точка? На
сколько точек больше, чем кружков? Сколько их? На сколько кружков меньше, чем
точек? Сколько их? На сколько 7 больше 6, а 6 меньше 7? Кого на пароходе
меньше: малышей или детей старшей группы? Почему вы так думаете? Больше места
занимают точки или кружки? Почему точки занимают меньше места, чем кружки, ведь
их больше?»
3-я часть. Воспитатель предлагает детям взять карточки
с кружками и поясняет: «Я буду стучать молоточком, а вы с закрытым глазами
считать звуки, а затем найдете карточки, на которых нарисовано на 1 кружок
больше или на 1 меньше, чем количество звуков. Сосчитайте и запомните, сколько
кружков на ваших карточках? Закройте глаза и слушайте внимательно! (Стучит 5
раз.) У кого на 1 кружок меньше?»
Дети поднимают карточку и объясняют, почему они ее
выбрали. Задание повторяется (воспитатель извлекает от 8 до 10 звуков).
4-я часть. Педагог предлагает детям вынуть из
конвертов фигуры и разложить перед собой. Затем спрашивает: «Как можні сгруппировать фигуры? Сколько групп получится, если
фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу
прямоугольников (кругов)? (Дети группируют фигуры.) Сколько! рядов фигур
получилось? Сколько кругов (овалов, квадратов, прямоугольников)? Каких фигур
больше? Почему вы так думаете? Каких фигур поровну? Как еще можно сгруппировать
фигуры? («По цвету» Сколько будет групп?» (Дети группируют фигуры по цвету, а
затем по размеру.)
5-я часть. Воспитатель предлагает найти предмет или
часть предмета круглой (овальной, треугольной, квадратной, прямоугольной формы
и объяснить, как дети узнали, что этот предмет круглый (овальный,
треугольный...). |