Цель. Дать детям представление о том, что при увеличении
любого числа на 1 всегда получается следующее по порядку число. Упражнять детей
в установлении отношений между 3 предметами по величине (по представлению).
Демонстрационный материал: набор из 5 матрешек в
разноцветных платочках; подставки с 10 флажками разного цвета; счетная линейка
с 10 окошечками; пирамидка из 3 колец, 3 картинки-аппликации пирамидок (или
пирамидки).
Раздаточный материал: карточки с 3 свободными полосками,
пеналы с моделями геометрических фигур.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель ставит на стол матрешку и
спрашивает: «Сколько матрёшек я поставила? Сколько станет матрешек, если я
добавлю еще 1? Как получилось 2 матрешки? Если добавить еще 1 матрешку, то
сколько их станет и почему? (Количество матрешек доводится до 5. Воспитатель
следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число, к какому числу
предметов, сколько добавили и сколько их стало.) Сколько стало матрешек? Как
получилось 5 матрешек? Как же мы получали новое, следующее по порядку число?»
Педагог уточняет ответы детей: «Правильно, всегда,
когда мы добавляли 1, матрешек становилось больше, получалось новое, следующее
по порядку число. Давайте проверим это еще раз. (Ставит на стол подставку с 5
флажками разного цвета.) Сколько всего флажков? Как составлена группа из 5
флажков? Который по счету последний флажок? Я добавлю еще 1 флажок. Не считая
флажки, можно сказать, сколько их стало? Почему это можно сказать? Как
получилось 6 флажков? Если к 6 флажкам добавить еще 1, то сколько их станет и
почему? (Добавляет флажок.) Как получилось 7 флажков? (Количество флажков
доводится до 10.) Сколько стало флажков? Как получилось 10 флажков? Как же мы
получали любое, следующее по порядку число?»
Воспитатель берет счетную линейку, открывает первое
окошечко и спрашивает: «Сколько снегирей показалось в окошечке?» Открывая
окошечки одно за другим, произносит: «1 да 1 — 2, 2 да 1 — 3, 3 да 1 —4...» Все
дети вместе с педагогом считают до 10.
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Дети
кладут перед собой карточку с 3 полосками. Воспитатель открывает 3 окошечка
счетной линейки и задает вопросы: «Сколько кружков надо положить на верхнюю
полоску карточки, чтобы их было на 1 больше, чем снегирей? Почему надо положить
4 кружка? (Дети раскладывают кружки.) Сколько квадратов надо положить на
среднюю полоску, чтобы их было на '1 больше, чем кружков? (Дети размещают
квадраты.) Положите на" нижнюю полоску столько же треугольников, сколько
квадратов на средней полоске, и еще 1. (Дети выполняют задание.) Сколько
треугольников вы положили на нижнюю полоску и почему? Какое число больше: 4 или
5, 5 или 6, 4 или 6?»
3-я часть. Воспитатель ставит на стол пирамидку и спрашивает:
Как составлена пирамидка? В каком порядке расположены колечки? Что можно
сказать о величине второго колечка снизу? о величине третьего и второго
колечка? второго и первого? третьего и первого?» После этого убирает пирамидку
и предлагает детям решить задачи.
«Мальчик собрал
пирамидку из 3 колечек, расположил их по порядку от самого большого до самого
маленького. В каком порядке он нанизал колечки на стерженек, если зеленое
больше синего, а синий больше красного?
Затем мальчик составил пирамидку из 3 других колечек.
В каком порядке они расположены, если желтое больше зеленого, а красное меньше
зеленого?»
Выслушав ответы, воспитатель показывает
картинку-аппликацию соответствующей
пирамидки. Дети проверяют
правильность решения. |