Цель. Учить детей делить предметы на 2 и 4 равные
части, отражать в речи действия и результат деления: разделили пополам -
получили 2 равные части, каждую часть еще раз разделили пополам -А получили 4
равные части, соединили части вместе, получили 1 целый предмет; уточнить, что
половиной называют 1 из 2 равных частей целого, учить устанавливать отношение
между целым и его частью; упражнять в сравнении смежных чисел и в установлении
разностных отношений между ними; учить находить предметы указанных размерных
соотношений (длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, толще, тоньше).
Демонстрационный материал: 5 карточек с рисунками
предметов в количестве от 6 до 10; 2 прямоугольника из бумаги, лента, ножницы;
на подсобном столе предметы разных размеров расположены вперемешку (дощечки,
кусочки ткани, бруски, карандаши, коробочки и т. п.), всего 12—14 предметов.
Раздаточный материал: квадраты из бумаги (по 2 шт.);
ножницы.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель предлагает детям поиграть в
игру «Кто быстрее назовет?». Он берет в левую руку карточку с рисунками 6
предметов, в правую — 7. Первую держит обратной стороной к детям, а вторую —
лицевой и спрашивает: «Сколько предметов нарисовано на карточке, которая у меня
в левой руке» если на ней на 1 предмет меньше, чем на карточке, которая в правой руке?» И т. д.
2-я часть. «Как разделить прямоугольник на 2 равные
части?» — спрашивает воспитатель и просит кого-либо это сделать. Если ребенок
выполнит задание, педагог выясняет, что он сделал, можно ли полученные части
назвать половинами и почему. Пользуясь приложением» ребенок устанавливает
равенстве частей.
Воспитатель показывает детям ленту и говорит: «Я
разделю ленту на 2 части (делит на 2 неравные части). Можно ли такие части
назвать половинами? Почему?» Уточняет ответы, детей: «Эти части неравные,
поэтому их нельзя назвать половинами. 1 из 2 частей мы называем половиной лишь
тогда, когда обе части равны». Кому-либо из детей он предлагает разделить
вторую ленту на 2 равные части. (Ребенок делит.) «Можно ли каждую из этих
частей назвать половиной? Почему? Сколько всего половин в целом предмете?»
Воспитатель берет второй прямоугольник, складывает его
пополам и задает вопросы: «Что я сделала? На сколько частей разделила
прямоугольник? Если я еще раз сложу прямоугольник пополам, то разделится только
1 часть или обе сразу? Сколько будет частей в каждой половине? Сколько всего
частей получится?»
Воспитатель складывает и разрезает прямоугольник
пополам, а затем каждую половину еще раз пополам, показывает 1 часть и спрашивает:
«Сколько частей я взяла? Как можно назвать такую часть? («Четвертая часть».)
Сколько всего таких частей?»
3-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель предлагает детям: «Разделите 1 квадрат на 2 равные части, покажите
1 часть. Как называют такую часть? Сколько всего половин в целом? Покажите обе
половины. Соедините их так, как будто у вас целый квадрат, и положите его
перед собой. Что вы сделали? Что у вас получилось? Сколько раз вы сложили
квадрат пополам, чтобы получить 2 равные части? А если разрезать квадрат
пополам, а потом каждую часть еще раз пополам, то, сколько частей получится?
Разделите второй квадрат на 4 равные части. Сколько получилось частей? Покажите
1 из 4 частей. Покажите 2 (3, 4) части. Соедините 4 части так, как будто у вас
остался целый квадрат. Когда' вы соединили 4 части вместе, что получилось?
Обведите указательным пальцем квадрат и 1 из 4 частей. Что больше (меньше):
целый квадрат или 1 его часть? Если сложить 2 четвертинки, какая часть квадрата
получится? («Половина».) 4 части? («Целый квадрат».) Сколько раз вы разрезали
квадрат пополам, чтобы получить 2 (4) равные части? На сколько равных частей вы
научились делить предметы?»
4-я часть. Воспитатель вызывает сразу 3 детей и
предлагает им: «Найдите 2 предмета, про которые можно сказать, что 1 из них
длиннее (короче, шире, уже, толще, тоньше) другого».
|