Цель. Закрепить представление о прямой и обратной
последовательности чисел в пределах 10; продолжать учить детей делить предметы
на 2 и 4 равные части, устанавливать отношения между целым и частью;
употреблять выражения «1 из 2 (4) частей», «половина», «разделить пополам»,
«разделить на 2 (4) равные части»; упражнять в порядковом счете в пределах 10.
Демонстрационный материал: числовые фигуры с
количеством кружков 4, 6, 8; схема деления квадрата на 4 равные части, 5
полосок (мерок) разной длины; наборное полотно с 10 полосками, карточки с 2 числовыми фигурами («билеты в
кино»).
Раздаточный материал: наборы из 3 бумажных полосок,
равных по длине; ножницы, картинки разных животных.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель показывает числовую фигуру,
предлагает детям сосчитать, сколько на ней кружков, и назвать числа, которые
идут после данного числа или до него.
2-я часть. «Сегодня вы будете не только делить
предметы на 2 и 4 равные части, но и сравнивать размер частей», — говорит воспитатель
и просит детей положить все 3 полоски прямо перед собой, одну под другой. После
этого предлагает вторую полоску разделить на 2 равные части и положить ее так,
чтобы было видно, что она разделена на 2 части. Затем третью полоску разделить
на 4 равные части и положить ее так, чтобы было видно, на сколько частей она
разделена.
Воспитатель задает вопросы: «На сколько равных частей
вы разделили вторую полоску? Покажите 1 из частей. На сколько частей вы
разделили третью полоску? Покажите 1 часть из 4. Покажите 2 (3) такие части.
Что вы показали? Сравните размер разных частей. Что больше: целая полоска или
ее половина? Сколько всего таких частей в целой полоске? Что больше: целая
полоска или ее четверть? Сколько всего таких частей в полоске?» Далее
вывешивает схему деления квадрата на 2 и 4 равные части и задает вопросы: «На
сколько равных частей сначала разделили квадрат? Лена, покажи каждую из этих частей!
Сколько всего таких частей и как они называются? Как потом разделили квадрат?
Сережа, покажи каждую из 4 частей! Сколько всего таких частей? Что больше и что
меньше: половина или целый квадрат? 2 половины или целый квадрат? 4 части
квадрата или целый квадрат?» (Задавая вопросы, педагог обводит указкой
соответствующие части квадрата.)
3-я часть. Воспитатель обращается к детям:
«Представьте себе, что это не наборное полотно, а зал кинотеатра, где каждый
кармашек — стул. Сколько всего рядов стульев? Кто хочет посчитать ряды по
порядку? (Желающий считает.) Сколько стульев в каждом ряду? Давайте все вместе
назовем номер каждого стула первого ряда». (Порядковый счет хором.) После этого
педагог говорит: «У каждого из вас по 1 картинке разных животных. Это зрители.
Надо будет взять для них билет в кино (касса на моем столе) и помочь зрителям
найти их места. На каждом билете номер ряда указан вверху, а номер места —
внизу».
Воспитатель приглашает детей по очереди к своему
столу. Каждый берет билет, громко называет номер ряда и места и помещает
картинку в кармашек. Остальные проверяют, правильно ли найдено место.
|