Цель. Развивать представление о последовательности
чисел в пределах 10. Уточнить представление детей о треугольнике, упражнять в
зарисовке треугольников на бумаге в клетку; упражнять в сравнении предметов по
длине, ширине, высоте; развивать глазомер.
Демонстрационный материал: доска, разлинованная в
клетку, цветные мелки. На фланелеграфе 5 моделей треугольников разного вида,
разного размера, окрашенных в разные цвета.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель размещает в 1 ряд 9 карточек с
количеством кружков от 1 до 10 (по порядку), причем вторую, четвертую, шестую и
восьмую карточки ставит обратной стороной. Затем говорит: «Карточки — это
домики, в которых живут числа. Каждое число живет в своем домике, но некоторые
из них спрятались. Надо определить, какие это числа. Тот, кто правильно
ответит, откроет карточку». Задает вопросы: «Сколько всего домиков? На каком по
счету месте домики, в которых спрятались числа? Который по счету этот домик и
какое число в нем спряталось?» И т. д.
После того как все домики будут открыты, воспитатель
предлагает кому-либо из детей назвать все числа от 1 до 10 и затем всем вместе
(хором) назвать числа в обратном порядке (от 10 до 1).
2-я часть. Воспитатель обращается к детям: «Сегодня мы
будем учиться рисовать треугольники. Сначала нарисуем ряд квадратов, а потом
разделим каждый из них на 2 равных треугольника. Чтобы нарисовать первый
квадрат, надо отступить на 3 клеточки сверху и 5 слева, поставить точку и
нарисовать квадрат. Нижняя сторона квадрата будет равна длине 2 клеток. Какой
длины будет правая его сторона и почему? (Выслушав ответы детей, педагог
дорисовывает квадрат.) На одной строчке нарисуйте 6 таких квадратов, между
квадратами пропускайте по 3 клетки. Где надо начинать рисовать первый квадрат?»
Когда дети закончат работу, воспитатель предлагает им
разделить нарисованные квадраты на 2 равные части, соединив верхний левым угол
с нижним правым. Затем задает вопросы: «На сколько частей вы разделили каждый
квадрат? Что у вас получилось?» Далее воспитатель показывает и поясняет, как
можно сразу нарисовать треугольники: «От левого нижнего угла квадрата я
отсчитаю вниз 2 клетки и проведу линию сверху вниз, равную длине 3 клеток. Это
будет одна из сторон треугольника, затем нарисую вторую сторону, тоже равную
длине 3 клеток. Соединю эти 2 стороны. Получился треугольник. Нарисуйте 5 таких
треугольников, расположите их точно под квадратами. Какое расстояние должно
быть между верхним и нижним рядом?»
В заключение воспитатель спрашивает: «Сколько
треугольников вы нарисовали? Чего у вас больше: квадратов вверху или треугольников
внизу?»
3-я часть. Воспитатель проводит игру «Кто скорее найдет?».
Вызывает сразу по 4—5 человек, дает им по 1 полоске-мерке и предлагает найти
предмет такой же длины (ширины или высоты).
|