Цель. Закрепить представление о прямой и обратной
последовательности чисел в пределах 10, учить понимать выражения «до» и
«после»; упражнять в сравнении чисел, в измерении длины отрезка, в ориентировке
на плоскости.
Демонстрационный материал: доска, разлинованная в
клетку, внизу начерчен отрезок, равный длине 20 клеток; указка, цветные мелки,
фланелеграф, на котором размещены геометрические фигуры: в центре — круг, в
верхних правом и левом углах — квадраты, в нижних левом и правом углах —
прямоугольники, между квадратами и прямоугольниками — треугольники (один из них
над кругом, второй — под кругом).
Раздаточный материал: тетради в клетку, в каждой внизу
листа начерчен отрезок, равный длине 20 клеток; простые и красные карандаши.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель задает детям вопросы: «Какое
число больше 6 на 1? Какое получится число, если к 6 добавить 1? Какое число
больше 7 на 1?» Далее он говорит: «Сейчас мы вспомним, как получают все числа
от 1 до 10. Сядьте правильно, положите тетрадь прямо перед собой, откройте ее
там, где начерчен отрезок». Затем предлагает вопрос: «Если мерка будет равна
длине 2 клеток, то сколько раз она уложится по длине отрезка? — И продолжает: —
Давайте отметим черточками каждую отложенную мерку. Посмотрите, как надо это
сделать. Отмечу 1 мерку и еще 1... Сколько клеток между черточками? Почему 2
клетки? («Расстояние между черточками равно длине 2 клеток, потому что такой
длины наша метка».) Простым карандашом отметьте черточкой каждую отложенную
мерку. Сколько всего мерок вы отложили по длине отрезка?»
Воспитатель показывает и поясняет, как над каждой
черточкой обозначить красными точками, сколько мерок отложено: «Сколько мерок
отложено до первой черточки? («1 мерка».) Поставим 1 точку! Чему равно
расстояние от конца отрезка до второй черточки? Поставим 2 точки. Договоримся,
что каждую следующую точку мы будем ставить, поднимаясь вверх на 1 клетку.
Сколько точек надо поставить над третьей черточкой? Почему? Поставим 3 точки».
Затем дает задание: обозначить у себя в тетради, сколько мерок уложилось до
каждой черточки. (Кто-либо из детей выполняет задание на доске.) По окончании
работы воспитатель спрашивает: «Что же у вас получилось? («Числовая лесенка».)
Какое самое первое число на нашей лесенке? А самое последнее? На каком по счету
месте число 10? Число 2 идет до или после числа 1? 2 больше или меньше числа 1?
На сколько 2 больше числа 1? Какое число идет после 2? 3 больше или меньше 2?
Какое число идет после 5? 6 больше или меньше 5? Сколько единиц содержится в
числе 6? Как же мы получали каждое следующее число? Какое число идет до 4? 3
больше или меньше 4? Какое число идет до 8? Сколько единиц содержится в числе 7
(8)? 7 больше или меньше 8?»
Воспитатель предлагает детям всем вместе (хором)
назвать числа по порядку от 1 до 10, а затем 2—3 посчитать в обратном порядке
от 10 до 1.
2-я часть. Воспитатель проводит игру «Что
изменилось?». Объясняет игровые действия: надо внимательно по порядку, начиная
с центра, рассмотреть узор, составленный из фигур, и запомнить, как они расположены,
а затем, определить, что изменилось (Воспитатель меняет . местами сразу по 4
фигуры, например квадраты и прямоугольники.) |