Цель. Упражнять детей в составлении задач по
картинкам; учить выделять числовые данные задачи, различать вопросы сколько стало?
и сколько осталось?; упражнять в порядковом счете в пределах 10; закрепить
пространственные представления: перед, за (следует за), между; учить составлять
из частей круга полный круг, устанавливать отношение между целым и частью.
Демонстрационный материал: подставка с разноцветными
флажками, 2 картинки для составления задач. (Можно использовать фланелеграф,
цветные изображения птиц и ветки.) Схема деления круга на 2 и 4 равные части.
Раздаточный материал: полоска бумаги, равная по длине
4 меркам, простой карандаш, ножницы; конверты с моделями кругов (3 из них
разрезаны на 2 равные части, 2 — на 4 части).
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель помещает на стол подставку с
разноцветными флажками и задает вопросы: «Сколько всего флажков? На каком по
счету месте последний флажок? Который по счету зеленый флажок? Перед которым по
счету флажком стоит желтый? За которым по счету флажком следует восьмой?» Затем
дает задание: придумать вопросы, на которые можно ответить: «На третьем, на
седьмом».
2-я часть. Воспитатель говорит детям, что сегодня они
будут учиться составлять задачи по картинкам, и предлагает рассмотреть картинку,
на которой нарисованы 6 птиц (5 из них сидят на ветке, а 1 подлетает к ним).
Спрашивает: «Сколько птиц сидит на ветке? Больше или меньше станет птиц на
ветке, если сядет еще 1?» После того как дети составят условие задачи, можно
задать следующие вопросы: «Какой вопрос надо поставить? Почему надо поставить
вопрос: «Сколько птиц стало на ветке?» Кто может ответить на вопрос задачи?
Больше или меньше стало птиц на ветке?» Далее он вывешивает вторую картинку, на
которой 1 птичка улетает, и предлагает рассказать о том, что произошло. В
процессе работы дети отвечают на вопросы педагога: «Больше или меньше стало
птиц на ветке после того, как 1 улетела? Если птиц осталось меньше, то какой
вопрос надо поставить? Какое число меньше: 5 или 6?» Воспитатель предлагает
повторить задачу и дать ответ на ее вопрос.
3-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель говорит детям, что сейчас они придумают задачу про то, что сами
сделают, и дает задания: взять полоску и измерить ее длину, каждый раз отмечать
карандашом место, на которое пришелся конец мерки; отрезать часть, равную длине
1 мерки. После этого воспитатель спрашивает: «Чему была равна длина полоски?
Что вы сделали? Увеличилась или уменьшилась длина полоски после того, как вы
отрезали часть, равную 1 мерке?» — и предлагает составить задачу про то, что
они сделали. («Длина полоски была равна 4 меркам. Отрезали часть, равную 1
мерке. Какой длины осталась полоска?»)
Дети составляют свои варианты задач. Воспитатель
вызывает 2«—3 детей, просит их рассказать, у кого как получилась задача.
Определяют лучший вариант. Кто-либо из детей повторяет задачу и дает ответ на
ее вопрос
4-я часть. Воспитатель помещает на доску схему деления
круга на равные части и задает вопросы: «На сколько равных частей сначала
разделили круг? Как называются такие части? Как потом разделили круг? Сколько
всего таких частей? Что больше и что меньше: целый круг или его половина? Целый
круг или четверть круга? 4 части круга или целый круг?»
Далее он предлагает детям вынуть из конверта части
кругов и положить их перед собой; сосчитать, сколько всего полукругов, сколько
целых кругов можно из них составить. Предлагает составить целые круги,
сосчитать, сколько всего четвертей круга, определить, сколько кругов разделили
на 4 равные части, и составить из них целые круги. В заключение спрашивает,
сколько кругов получилось, из скольких частей состоит каждый круг.
|