Цель. Познакомить детей с количественным составом из
единиц чисел 8 и 9; закрепить навыки порядкового счета; продолжать учить
определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать
числовые значения (всех предметов здесь по 8, по 9, по 10); упражнять в
ориентировке на плоскости листа, учить последовательно рассматривать и
описывать расположение геометрических фигур на карточках.
Демонстрационный материал: наборное полотно с 3
полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветков (9 шт.),
карточки, на которых нарисованы предметы в количестве от 8 до 10 (по 3
карточки на каждое число); 6—8 парных карточек, на которых нарисованы 5
геометрических фигур разного цвета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал). Одна из фигур посередине и вокруг нее (вверху и внизу, слева и справа)
по одной фигуре. Пару составляют карточки, на которых совпадают цвет и
пространственное расположение фигур.
Раздаточный материал: предметные картинки разных
видов посуды (8), игрушек (9), учебных принадлежностей (8) (по 1 картинке на
ребенка).
Ход занятия.
1-я часть. На наборном полотне в ряд воспитатель
ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который
по счету цветок я спрятала». Посмотрите, сколько всего цветков. Как составлена
группа из 7 цветков?» Выслушав ответы детей, объясняет задание: «Постарайтесь
запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы
скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку?»
(Желающий называет порядковый номер и цвет каждого цветка. «Первый — голубой,
второй — зеленый...») Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 из
цветков. (Упражнение повторяют несколько раз.)
2-я часть. Воспитатель спрашивает детей: «Сколько
всего цветков? Сколько их будет, если добавить 1? (Ставит 1 цветок.) Давайте все
вместе сосчитаем цветы! (Счет хором.) Сколько их стало? Как же получили 8
цветков? На сколько 8 больше 7? Как составлена группа из 8 цветков? («1 цветок голубой, 1—синий... Всего
8 цветков разного цвета».) Юля, поставь еще 1 цветок. Сколько стало цветков?
Как составлена группа из 9 цветков?»
3-я часть. Воспитатель обращается к детям: «Возьмите
картинку и рассмотрите, что на ней нарисовано. Ребята, на карточках которых
изображена посуда, выйдут к доске и поставят свои картинки на верхнюю полоску
наборного полотна. (Дети выполняют задание.) Сколько всего рисунков посуды?
(Кто-либо из ребят пересчитывает.) Расскажите, по сколько рисунков разной
посуды и сколько их всего?! (Вызывает 1—2 детей.)
Такая же работа проводится с картинками игрушек и
учебных принадлежностей, которые дети расставляют на средней и нижнем полосках
наборного полотна. В заключение педагог спрашивает: «Каких предметов у вас
поровну?»
4-я часть. Воспитатель вывешивает 3 карточки, на
каждой из которых изображено 8 предметов, и предлагает детям сравнить их и сказать,
чем они отличаются и чем похожи. Дети пересчитывают рисунки и делают выводы:
«На карточках нарисованы разные предметы, но их поровну — по 8». Аналогично
рассматриваются карточки, на которых нарисовано по 9 и 10 предметов.
5-я часть. На доске вывешивается 4—6 карточек, парные
к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Педагог объясняет задание!
«Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную карточку!». Тот, кого я вызову,
возьмет 1 из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и
где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и
поместит под ней свою». (Воспитатель может вызывать детей одного за другим, не
дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка. Когда на столе остается по 2—3
карточки, педагог помещает новые пары.)
Примечание. Вместо данного упражнения может быть проведен зрительный диктант. |