Цель. Познакомить детей с составом числа 10 из единиц;
учить) воспроизводить количество движений больше, меньше на 1, чем даної упражнять в сопоставлении 10 предметов по длине;
развивать глазомер.
Демонстрационный материал: подставка с 10 цветками
разного цвета, набор предметных картинок разных видов одежды и транспорта (по
12 шт.); фланелеграф; счетная линейка; карточки с нашитыми в 2 ряда пуговицами
(от 6 до 10 шт.); молоточек для извлечения звуков, указка.
Раздаточный материал: наборы из 10 полосок разного
цвета, равномерно увеличивающихся по длине от 2 до 11 см, и полоски-мерки
длиной в 1 см.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель, обращая внимание детей на
подставку с флажками, задает следующие вопросы: «Сколько всего флажков? Как
составлена группа из 10 флажков? По сколько флажков каждого цвета? Который по
счету последний флажок?» Затея вызывает 2 детей, одному из них предлагает
отобрать и поставиш
слева в ряд вдоль доски 10 картинок
разных видов одежды, а другому справа—10 картинок разных видов транспорта.
Выполнив задание, дети рассказывают, по сколько у них картинок разных предметов
одежды (транспорта) и сколько их всего. «Поровну ли картинок предметов одежды
и видов транспорта? По сколько их?» — выясняет воспитатель.
Физкультурная минутка. Все дети вместе под счет
воспитателя («Один, два, три...») 10 раз отводят руки в стороны и опускают
вниз.
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Педагог
предлагает детям положить полоски перед собой и задает вопросы: «Чем отличаются
полоски друг от друга? Сколько всего полосок? Как составлена группа из 10
полосок разного цвета?» Затем предлагает разложить полоски в ряд по порядку от
самой короткой до самой длинной, предупреждает, что надо сразу выбирать нужную
по порядку полоску, примеривать и менять местами полоски нельзя. Один ребенок
выполняет задание на фланелеграфе. После этого воспитатель обращается к детям:
«Сколько всего полосок? Как составлена лесенка из 10 полосок разной длины?» (1
полоска самая короткая, 1 —подлиннее, 1 — еще длиннее...) Воспитатель обращает
внимание детей на то, что полоски расположены строго по порядку, каждая
последующая длиннее предыдущей, выступающие части как бы образуют ступеньки
лесенки. «Равны ли эти ступеньки? — спрашивает детей.— Как можно проверить, на
сколько каждая полоска длиннее или короче соседних? Измерьте ступеньки вашей
лесенки меркой. Посмотрите, равны ли они. Верно, ступеньки наших лесенок равны,
каждая следующая полоска на 1 и тот же кусочек длиннее соседней. Поэтому и
лесенки наши ровные. Сейчас мы поиграем,— продолжает воспитатель.— Закройте
глаза, а я уберу 1 из полосок. Откройте глаза и угадайте, которую по счету
полоску я спрятала». (Упражнение повторяется.)
3-я часть. Педагог дает задания: «Сосчитайте, сколько
самолетиков покажется в окошках счетной линейки. Сколько раз надо поднять
руку, чтобы движений руки было на 1 больше (меньше), чем самолетиков? Угадайте,
сколько пуговиц на карточке у Оли, если она поднимет руку на 1 раз меньше. Как
вы догадались, что у Оли 7 пуговиц? Витя, хлопни в ладоши на 1 раз больше, чем
пуговиц на карточке у Оли. Юра, сосчитай, сколько раз ударит молоточек, и
подпрыгни на 1 раз меньше». И т. п. |