Цель. Закрепить представление о том, что число
предметов не зависит от расстояний между ними: упражнять в счете и отсчете предметов
в пределах 10; учить детей сопоставлять результаты зрительного и
осязательно-двигательного обследования геометрических фигур (шар, куб, цилиндр
и т. д.).
Демонстрационный материал: наборное полотно с 2
полосками, предметные картинки с изображениями астр и маков (по 7 шт.), на
доске нарисованы 2 заборчика, каждый состоит из 7 досок, но у первого доски
расположены вплотную, а у второго — на некотором расстоянии друг от друга. На
полочках подставки размещены модели геометрических фигур: шара, куба, цилиндра,
круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. На 3 полосках — модели этих же
фигур, но меньшего размера. Подносы закрыты салфетками.
Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками.
На полосках красные и синие кружки (по 10 кружков каждого цвета на ребенка).
Ход занятия
1-я часть. На наборном полотне в 2 ряда точно один под
другим расположены по 6 рисунков маков и астр. Воспитатель говорит:
«Представьте себе, что это клумба и на ней в 2 ряда растут цветы. Сколько
маков? Давайте все вместе сосчитаем. Можно
сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте
проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. (Педагог
размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами.)
Что изменилось? Как теперь растут маки? астры? Поровну ли теперь цветов? Как
можно доказать, что цветов поровну? Почему нам кажется, что астр больше, чем
маков! (Добавляет 1 цветок мака.) Сколько стало маков? Как мы получил! 7 маков?
Каких цветов теперь больше (меньше)? Как доказать, что маков больше? (Можно
сосчитать и сравнить числа.) Какое число больше (меньше): 6 или 7? Как сделать,
чтобы было видно, что маков больше, чем астр?» (Кто-либо из детей располагает
астры под маками, парами.)
Указывая на доску, воспитатель говорит: «Эти заборчики
нарисовали Коля и Сережа. У какого заборчика больше досок? Как еще можно
доказать, что досок поровну? Нужно поочередно делать на них отметки, как бы
составлять пары. Посмотрите, я зачеркну 1 доску Колиного заборчика, а теперь —
Сережиного. Кто хочет продолжить? (Кто-либо из детей делает отметки на
остальных досках.) У каждой доски оказалась пара? Почему же нам кажется, что
Сережа нарисовал больше досок? Зависит ли количество предметов от расстояний
между ними?»
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Педагог
дает задание: на верхнюю полоску карточки положить 6 красных кружков вплотную,
а на нижнюю — 5 синих кружков на некотором расстоянии друг от друга. Затем
обращается к детям: «Каких кружков у вас больше: красных или синих? Почему вы
думаете, что красных кружков больше? Что надо сделать, чтобы кружков стало
поровну? Добавьте 1 синий кружок. Что теперь можно сказать о количестве
красных и синих кружков? Как доказать, что кружков поровну? Расположите кружки
точно один под другим, парами».
3-я часть. На подставке расставлены модели
геометрических фигур. Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы проведем игру «Кто
быстрее найдет?». Те, кого я вызову, должны найти на ощупь под салфеткой такую
же фигуру, на какую я укажу. Выиграет тот, кто сделает это быстрее». (Вызывает
сразу по 3 человека.) |