Цель. Учить детей видеть равенство и неравенство численностей групп предметов разного размера, подвести их к
пониманию того, что число предметов не зависит от их размеров, упражнять детей
в сравнении предметов по длине, ширине и высоте; учить устанавливать
соотношения между величинами разного вида, подбирать предметы, подходящие по
размеру (по 1—2 измерениям).
Демонстрационный материал: подставка с 3 полочками,
набор игрушек: 3 зайчика, 3 морковки, 4 белочки, 4 ореха, 4 ежа, 5 яблок. На
полочках заранее размещены игрушки: на верхней — 3 зайчика слева и 2 морковки
справа, на средней — 4 белочки и 4 ореха, на нижней —4 ежа и 5 яблок; кукольная
мебель и матрацы; 3 кровати разной длины; 4 матраца разной ширины и длины; 3
стула разной высоты. k
Раздаточный материал: карточки с 2 полосками и тарелочки
с фигурами, среди которых по 5 больших и 5 маленьких квадратов.
Ход занятия.
1-я часть (игровое упражнение «Хватит ли?»).
Воспитатель предлагает детям угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит
ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?» Дети считают
игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки
к крупным. Выявив равенство или неравенство числа игрушек в группах, они
добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель дает детям задание: выбрать все большие квадраты и поместить на нижнюю
полосу, а все маленькие — на верхнюю и положить их так, чтобы было видно,
поровну ли квадратов. Разложив квадраты, дети считают. Воспитатель просит 2—3
ребят рассказать, какого размера квадраты и сколько их на каждой полоске. Он
подчеркивает, что маленьких и больших квадратов поровну, по 5, а затем
предлагает убрать 1 большой квадрат. Выясняет, каких квадратов больше
(меньше). Ставит вопросы: «Почему маленьких квадратов теперь больше? Как сделать,
чтобы больших и маленьких квадратов стало поровну?» Дети выполняют
соответствующее действие, затем, пересчитывая квадраты, сравнивают их
количество.
3-я часть (игровое упражнение «Мебельный магазин»).
Воспитатель — продавец, дети — покупатели. Сначала дети рассматривают товары,
называют их. Вызванные по очереди малыши помогают кукле Машеньке купить
кроватку, матрац и стул подходящего размера. Объясняют, почему выбрали зту
вещь, а не другую (того же вида). Правильность выбора проверяют приложением.
Получает покупку тот, кто правильно выберет по размеру вещь. |