Цель. Развить умение видеть равное количество
предметов, По-разному расположенных; учить вести счет предметов, образующих
какую-либо фигуру, и располагать столько же предметов в ряд или в виде другой
фигуры; закрепить умение сравнивать длину предметов и устанавливать связи между
отношениями разного вида: «длиннее короче», «дальше — ближе».
Демонстрационный материал: фланелеграф, к нему 4
кружка красного и 4 синего цвета; скакалки разной длины.
Раздаточный материал: у каждого ребенка карточки,
состоящие из 3 частей: на первой нарисованы 3 зеленых кружка, на второй
проведена горизонтальная линия для раскладывания на ней кружков, третья
свободная; тарелочки, на которых по 5 кружков красного, синего и желтого цвета.
Ход занятия.
1-я часть. На фланелеграфе 2 группы кружков разного
цвета. Кружки одного цвета расположены в ряд, а другого—в вершинах углов
треугольника. Педагог обращает внимание детей на то, что кружки расположены
по-разному. Он сообщает, что сегодня будут учиться считать предметы,
расположенные по-разному, и узнавать, поровну ли их. Дети вместе с воспитателем
считают кружки. Выясняют, что кружков поровну, по 3, хотя они и разложены
по-разному. Для проверки равенства числа кружков ребенку предлагают приложить
кружки, лежащие в форме треугольника, к тем, которые расположены в ряд. Затем
педагог восстанавливает их исходное положение. Дети еще раз пересчитывают
кружки. «Мы с вами увидели, что 3 кружка можно расположить по-разному, все
равно их будет поровну, по 3»,— говорит педагог. Далее к каждой группе дети
добавляют по 1 кружку. Пересчитав и приложив кружки одной группы к кружкам
другой, они убеждаются, что в обеих группах кружков поровну — по 4. Воспитатель
1—2 раза меняет форму расположения кружков, вызывает детей сосчитать фигуры.
2-я часть (работа с. раздаточным материалом).
Воспитатель дает детям задание: сосчитать кружки на карточке, взять столько же
кружков красного цвета и наложить их на зеленые кружки карточек. Взять
столько же синих кружков, сколько красных, и
расположить их в соседней клетке на линеечке. Воспитатель предлагает сосчитать
красные и синие кружки и сказать, каких кружков сколько. Проверить равенство,
поменяв кружки местами: синие кружки положить на зеленые, а 3 красных кружка —
в ряд.
Важно, чтобы кружки размещались по порядку: каждый
кружок должен заменяться кружком другого цвета. Воспитатель спрашивает детей:
«Нет ли лишних кружков? Все ли синие кружки заменены красными? Поровну ли
кружков?» Затем предлагает детям разместить в свободной клетке 3 желтых
кружка. После того как задание выполнено, задает вопросы: «Сколько красных
кружков? Сколько синих? Сколько желтых? По сколько кружков каждого цвета?»
3-я часть. Воспитатель вызывает к столу 4 детей,
предлагает 2 из них встать рядом и взять за концы 2 скакалки, а 2 другим взять
скакалки за свободные концы и отойти друг от друга как можно дальше. Он
выясняет, какие дети встали ближе друг к другу, какие — дальше друг от друга,
почему. «Верно, скакалки разной длины. У Бори и Миши короткая скакалка, и они
стоят близко друг к другу, а у Люси и Ани длинная скакалка, и они отошли дальше
друг от друга». |