Цель. Продолжать учить детей видеть равное количество
предметов, расположенных по-разному; упражнять в счете предметов, расположенных
не только в ряд, но и в виде другой фигуры; закрепить представление о понятии
«близко — далеко».
Демонстрационный материал: наборы игрушек 3 видов (по
5 шт.), игрушки — домик, зайчик, лисичка.
Раздаточный материал: у каждого ребенка на тарелке по
4 палочки красного, зеленого и синего цвета.
Ход занятия.
1-я часть. На столе размещают 2 (3) группы игрушек.
Игрушки каждой группы расставлены по-разному. Внимание детей обращают на то,
что игрушки стоят по-разному: «Матрешки как будто идут на зарядку, встали друг
за другом в ряд, а мишки — в круг, как будто собрались играть». «Сколько
мишек? А сколько матрешек?» — спрашивает педагог. Дети считают игрушки.
Выясняют, что мишек и матрешек по 4. «Игрушек поровну, хотя они и по-разному
стоят»,— подчеркивает педагог. Он предлагает детям проверить, поровну ли
игрушек, поставив их парами. Когда дети расставят игрушки парами, можно задать
вопросы: «Поровну ли мишек и матрешек? Почему вы думаете, что их поровну?»
(«Мишек хватило, лишних не осталось».) Еще 1—2 раза меняет форму расположения
игрушек, каждый раз детям предлагает их пересчитать. Увеличив количество
игрушек в каждой группе до 5, педагог проводит аналогичную работу.
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель
предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого
цвета палочки? По сколько палочек каждого цвета?» Он предлагает детям разложить
палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения
задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, по сколько палочек пошло
на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены
по-разному, но их поровну — по 4. «Кёх доказать, что палочек поровну?» Дети
раскладывают палочки рядами одну под другой.
3-я часть (игровое упражнение «Что изменилось?»). На
столе у воспитателя слева домик, а справа 2 игрушки: зайчик и лисичка. Они
находятся на разных расстояниях от домика. Выясняют, кто ближе, кто дальше от
домика. Дети закрывают глаза, а педагог переставляет игрушки. Открыв глаза,
дети говорят, кто теперь дальше и кто ближе от домика. Упражнение повторяют 2—3
раза. |