Цель. Учить детей устанавливать соотношения между 3
предметами по высоте, расставлять предметы в ряд в порядке убывания и
возрастания по высоте, пользоваться словами: самый высокий, низкий, выше,
ниже, употреблять слово высота; упражнять в воспроизведении множества
предметов по образцу, продолжать закреплять навыки счета и отсчета предметов.
Демонстрационный материал: 3 пирамидки и 3 бруска,
последовательно увеличивающиеся по высоте на 3—4 см (от 18 до 21 см), матрешка,
карточки с кружками в количестве от 3 до. 5 шт., 5 кукол и 4—6 комплектов
одежды для них (пальто, шапки, шарфики).
Раздаточный материал: на столах по 2 подноса с мелкими
игрушками (елочками высокими и низкими). У каждого ребенка карточка с 2
свободными полосками.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель ставит 2 пирамидки, одну — на
левый, а другую — на правый край стола, а затем спрашивает: «Какая пирамидка
выше? Какая ниже? Как узнать?» Предлагает ребенку приставить одну пирамидку к
другой. Далее выясняет, какая пирамидка выше (высокая), какая — ниже, и
спрашивает: «Почему про одну пирамидку дети сказали, что она выше, а про
другую, что она ниже?» Делает вывод: пирамидки разной высоты. «Вот какой высоты
эта пирамидка!» Педагог проводит рукой от основания до вершины пирамидки и,
разведя руки в вертикальном направлении, показывает, какой она высоты,
показывает, какой высоты вторая пирамидка, и спрашивает, что он показал. Все
дети вместе, раздвинув руки в вертикальном направлении, показывают, какой
высоты каждая из пирамидок. Далее ставит на стол еще 1 пирамидку. Она
промежуточного размера. Вызывает ребенка, предлагает ему сначала показать
высоту данной пирамидки, а потом расставить пирамидки по порядку, начиная с
самой высокой, и произносить слова: «Самая высокая, эта ниже, самая низкая».
Затем эти слова произносят все дети. Другому ребенку воспитатель поручает
расставить 3 бруска слева направо в ряд по порядку от самого низкого до самого
высокого. Выполнив задание, ребенок рассказывает, сколько брусков и в каком
порядке расставил. Внимание детей обращают на то, какая ровная получилась лесенка.
По лесенке поднимается и спускается матрешка. Все дети называют сравнительный
размер бруска, на котором останавливают игрушку.
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Педагог
дает задание: «Сосчитайте, сколько кружков на моей карточке, и поставьте
столько же высоких елочек на верхнюю полоску карточки. (Показывает карточку с
4 кружками.) Поставьте на нижнюю полоску столько низеньких елочек, сколько
кружков на этой карточке». (Показывает карточку с 5 кружками.)
Сравнивают количество высоких и низких елочек. Всего
дают 2 задания.
3-я часть (игровое упражнение «Приготовим куклам
одежду для прогулки»). Воспитатель вызывает детей и предлагает им принести
столько шапок, пальто, шарфиков, чтобы можно было одеть всех кукол. Для этого
дети должны предварительно сосчитать игрушки. |