Цель. Закрепить представление об образовании чисел 4 и
5 и навыки счета в пределах 5; учить согласовывать числительные с существительными,
к которым они относятся, запоминать число предметов; упражнять детей в
определении направления расположения предметов от самого себя (впереди,
сзади).
Демонстрационный материал: наборное полотно с 2
полосками, 5 яблок, 5 слив, 5 лимонов (цветные изображения).
Раздаточный материал: карточки, на которых нарисованы
предметы в количестве от 3 до 5 шт.
Организация обстановки. Дети сидят за столами, расставленными
буквой «П».
Ход занятия.
1-я часть. На верхней полоске наборного
полотна воспитатель размещает 3 сливы, а на нижней — 3 яблока. Пересчитывая
сливы, он говорит: «Одна, две, три», а считая яблоки: «Одно, два, три». Дети
вместе с воспитателем считают сливы и яблоки. Сравнивают их количество. Можно
провести игровое упражнение «Что изменилось?». На сигнал «Ночь» дети закрывают
глаза, а воспитатель меняет количественные соотношения между предметами,
добавляя (убирая) сливу или яблоко. Открыв глаза, дети рассказывают, что
изменилось. Один ребенок считает предметы, другие объясняют, чего стало больше
(меньше), как получилось 4 или 5 предметов. Сравнивают количество слив и
яблок, числа 4 и 4, 4 и 5, 5 и 4. Целесообразно дать всего 4—5 заданий. В ходе
работы сливы можно заменить лимонами. Воспитатель напоминает детям, что при
счете слова один и два произносятся по-разному, в зависимости от того, какие
предметы пересчитываются, и следит за тем, чтобы дети правильно согласовывали
числительные с существительными.
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
«Поднимите карточки все, у кого нарисовано 2 (3, 4, 5) предмета, идите к
доске»,— говорит воспитатель. Дети становятся в ряд и показывают свои карточки.
Остальные проверяют, правильно ли выполнено задание. Внимание детей обращается
на то, что, хотя на карточках нарисованы разные игрушки, всех их по 3 (по 4,
5). В ходе работы ребята обмениваются карточками, передавая свою карточку
соседу слева или справа.
3-я часть. Воспитатель вызывает 5 детей. Предлагает им
встать друг за другом и угадать, кто впереди, кто сзади от них стоит. Затем
вызывает вторую подгруппу.
|