Цель. Учить детей на основе сравнения выделять длину
предметов, пользуясь приемом приложения; употреблять слова: длиннее, короче,
длинный, короткий, длина; продолжать закреплять навыки счета.
Демонстрационный материал: 2 дощечки, равные по
ширине, но разной длины (разница в длине дощечек 10 см), 4 кубика, палочка,
3—4 куклы.
Раздаточный материал: по 2 полоски разной длины (с
разницей в длине 3 см) и мелкие игрушки.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
«Сегодня утром мы с Сережей решили сделать скамеечку для наших кукол. Подобрали
столбики и дощечки. Посмотрите, какие дощечки мы подобрали. Какого они цвета?
Какая длиннее? Какая короче? Верно, синяя дощечка длиннее белой, а белая короче
синей. (Говоря это, педагог поочередно проводит рукой вдоль дощечек.) Дощечки
разной длины. Вот какой длины синяя дощечка, а вот" какой длины белая
дощечка. Что я показала? Верно, я показала, какой длины дощечки. Сегодня мы с
вами поучимся сравнивать длину предметов. Что можно сказать о длине дощечек?
Как можно проверить?» Педагог вызывает ребенка и предлагает ему приложить
дощечки одну к другой. Он напоминает: «Когда сравнивают длину, слева края
дощечки надо подравнять». Приставив палочку к правому концу короткой дощечки,
педагог обращает внимание детей на то, что часть синей дощечки выступает,
значит, она длиннее. «Чем же отличаются дощечки? Верно, они равной длины», —
заключает педагог. Детей по очереди вызывают к столу, они показывают, какой
длины длинная и какой длины короткая дощечка. Всем детям предлагает, ставя
ладони на соответствующее расстояние одна от другой, показать, какой длины
длинная дощечка, а какой короткая. Далее вызванные 2 детей строят из кубов и
дощечек скамеечки для кукол. Сравнивают размер скамеечек: «Какая длиннее,
короче?» По указанию педагога кто-либо из детей сажает на короткую скамеечку 1
куклу, а на длинную— 2 кукол. Педагог задает детям вопросы: «На какой скамеечке
сидит 1 кукла? На какой — 2 куклы? Чем отличаются скамеечки?»
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Педагог,
обращаясь к детям, говорит: «Возьмите полоски. Что можно сказать об их размере?
Поднимите вверх длинную полоску, короткую полоску. Как проверить.
какая полоска длиннее? Приложите полоски друг к другу.
Подравняйте их концы слева». Затем дает задание: «Поставьте на длинную полоску
3 матрешек, а на короткую — 2 матрешек». При этом спрашивает: «Сколько
матрешек на каждой полоске, на какой полоске матрешек больше?» Всего дают 2—3
задания.
|