Цель. Напомнить детям, что число предметов не зависит
от формы их расположения; учить видеть равное количество предметов в группах,
расположенных по-разному; закрепить умение вести счет предметов, по-разному
расположенных; дать представление о том, что место, занимаемое каждым предметом
среди других, изменяется в зависимости от того, по какому признаку предметы
сравниваются. Упражнять в сравнении предметов по ширине.
Демонстрационный материал: фланелеграф, 10 одинаковых
кружков, числовые фигуры с количеством кружков от 1 до 5 (по 3 фигуры на каждое
число).
Раздаточный материал: конверты с числовыми фигурами,
расположенными по-разному. На каждое число по 3 карточки. У каждого ребенка
конверт с макетом часов и набором ремешков разных цветов и размеров (4 шт.):
18 X 3, 16 X 4, 14 X 1, 12 X 2 см.
Ход занятия.
1-я часть. На фланелеграфе 8 одинаковых кружков,
расположенных по окружности. Вызывают по очереди 2—3 детей, предлагают им
сосчитать кружки. Если кто-либо из них ошибается, то выясняют причину ошибки.
Педагог изменяет форму расположения кружков, добавляет еще 1 кружок и говорит:
«Посмотрите, правильно ли я сосчитаю кружки». Считая кружки, он намеренно
делает ошибки: при первом пересчитывании пропускает 1 предмет, при втором — 1
предмет считает дважды. Каждый раз выясняет, какая допущена ошибка. В
заключение задает вопрос: «Что надо, запомнить, когда считаешь предметы,
расположенные не в ряд?» «Правильно, при счете предметов, расположенных не в
ряд, надо хорошо запомнить, с какого предмета начал считать, чтобы не пропустить
ни один предмет и ни один предмет не сосчитать дважды»,— заключает
воспитатель.
2-я часть (работа с раздаточным материалом). Детям
предлагают достать из конверта числовые фигуры и выбрать те, на которых нарисовано
по 5 кружков. Педагог предупреждает, что кружки на разных карточках могут быть
расположены по-разному. Один ребенок выполняет задание у доски. Выясняют,
сколько карточек нашел каждый. Педагог предлагает проверить, все ли нашли такие
же карточки, как ребенок, работающий у доски. Внимание детей обращает на то,
что кружки на карточках расположены по-разному, но всех их поровну — по 5.
Далее детям предлагает найти карточки, на которых по 4 кружка. В заключение
спрашивает: «Что надо запомнить, когда считаешь предметы, расположенные не в
ряд? Может ли одно и то же число предметов располагаться по-разному?»
Физкультурная минутка. Детям предлагают выполнить
столько движений, сколько кружков на карточке, показанной воспитателем. (Всего
дают 3 задания.)
3-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель предлагает детям положить ремешки перед собой. «Сколько ремешков?
Что можно сказать об их размере? — спрашивает
воспитатель и дает задание: — Покажите самый узкий (широкий) ремешок. Самый
длинный (короткий) ремешок. В каком порядке можно положить ремешки? Положите
ремешки в ряд по порядку от самого узкого до самого широкого. Как вы будете
выбирать нужный (по порядку) ремешок? (Дети рассказывают, в каком порядке они
положили ремешки.) Покажите, где у вас оказался самый длинный ремешок. А самый
короткий? Перемешайте ремешки, а затем положите их в ряд от самого длинного до
самого короткого. Как вы будете выбирать теперь нужный (по порядку) ремешок?»
Когда дети выполнят задание, воспитатель может
спросить: «В каком порядке у вас теперь лежат ремешки? Где оказался самый
широкий ремешок? А самый узкий?» Далее педагог предлагает: «Дети, достаньте из
конверта часы и угадайте, какой из ваших ремешков подойдет к ним. Прикладывать
ремешки нельзя». Выслушав ответы ребят, педагог просит их проверить
правильность выбора ремешка: вдеть его в ушко часов. |