Цель. Познакомить детей с приемом сравнения длины и
ширины предметов измерением условной меркой; упражнять в ориентировке на
плоскости листа, учить запоминать, сколько, каких геометрических фигур и где
-надо положить: вдоль верхнего или нижнего края листа, правого или левого, в
верхнем левом или правом углу, в нижнем левом или правом углу.
Демонстрационный материал: серая и белая веревки.
Раздаточный материал: листы бумаги и пеналы с набором
геометрических фигур.
Ход занятия.
1-я часть. Обращаясь к детям, воспитатель говорит:
«Сегодня мы еще раз поучимся сравнивать длину и ширину предметов». Вызывает
ребенка, предлагает ему показать длину и ширину стола. Задает вопросы: «Что
больше: длина или ширина стола? Как узнать, насколько длина стола больше его
ширины?» «Давайте измерим длину и ширину стола — предлагает педагог.— Чем можно измерить длину и
ширину стола? Возьмем 2 веревки. Белой веревкой мы измерим длину, а серой —
ширину стола, отрежем лишние концы. Затем сравним длину веревок. Мы увидим, насколько
длина стола больше его ширины».
Вместе с двумя помощниками педагог измеряет длину
стола и объясняет, что один конец веревки он прикладывает точно к краю стола,
протягивает веревку прямо к противоположному его краю и отрезает конец веревки
точно у этого края. (Дети придерживают концы веревок.) Воспитатель спрашивает
детей: «Что мы измерили белой веревкой? Чему стала равна длина этой веревки?»
«Верно, длина белой веревки стала равна длине стола»,— уточняет воспитатель их
ответы. Таким же образом измеряют ширину стола серой веревкой. Далее
сравнивают длину веревок, чтобы узнать, на сколько длина стола больше его ширины.
С этой целью вызывают 2 детей, предлагают им приложить одну веревку к другой.
Педагог напоминает, что с одной стороны концы веревок надо подравнять. Кто-либо
из детей показывает, насколько одна веревка длиннее другой. Педагог
спрашивает: «Чему равна длина белой веревки? Чему равна длина серой веревки?»
Всем детям предлагает раздвинуть руки и показать, на
сколь ко длина стола больше его ширины. Задает вопросы: «Что мы измерили? Чем
измерили? Что же мы узнали?» «Верно, мы измерили длину и ширину стола веревками
и узнали, на сколько длина стола больше его ширины»,— обобщает ответы детей
педагог.
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель говорит детям, чем они будут заниматься — еще раз поучатся
внимательно слушать и запоминать, сколько, каких фигур и где надо положить, и
точно выполнять задание. Всего дают 3 задания.
Если останется время, можно провести игру «Кто быстрее
назовет, каких игрушек или вещей у нас 3 (4, 5, 6, 7)?». |