Цель. Учить детей различать квадрат и прямоугольник,
познакомить с некоторыми характерными признаками этих фигур: наличие углов,
сторон, их количество, соотношение сторон по размеру (у квадрата все стороны
равны, у прямоугольника только противоположные стороны равны); учить
последовательно выделять и сравнивать однородные признаки фигур; передвигаться
в указанном направлении и считать шаги: закрепить умение последовательно
обследовать и описывать форму предметов, состоящих из 2—3 частей (форма
которых соответствует знакомым детям геометрическим образцам: квадрату,
прямоугольнику, треугольнику, шару, цилиндру, кубу).
Демонстрационный материал: модели прямоугольника и
квадрата из бумаги, 6 игрушек (они «спрятаны» в разных местах групповой
комнаты).
Раздаточный материал: модели квадрата и прямоугольника,
но меньшего размера (в 1,5 раза).
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель указывает на прямоугольник и
квадрат, прикрепленные к фланелеграфу, и спрашивает детей: «Как называются эти
фигуры? Вы уже научились узнавать прямоугольник и квадрат... Сегодня мы
выясним, чем они похожи и чем отличаются. Положите слева перед собой
прямоугольник, а справа — квадрат. Рассмотрим прямоугольник: обведите его
пальцем. Что есть у прямоугольника? Как узнать, сколько сторон у
прямоугольника? Сосчитайте стороны. Сколько у прямоугольника сторон?»
Спрашивает 1—3 ребят, делает обобщение: «У прямоугольника 4 стороны».
Воспитатель продолжает беседу: «Что еще есть у прямоугольника? Посмотрите, я
покажу углы прямоугольника, а вы их сосчитайте». Показывает углы, делая
указкой веерообразное движение от одной стороны до другой. Дети считают углы
своего прямоугольника. Педагог спрашивает: «Сколько углов у прямоугольника?
(Отвечают 2—3 человека.) По сколько углов и сторон у прямоугольника?»
Далее детям предлагают обвести рукой квадрат,
используя вопросы: «Что есть у квадрата? Сколько сторон? Сколько углов? Чем
похожи прямоугольник и квадрат?»
Педагог уточняет и обобщает ответы детей: «У квадрата
и прямоугольника по 4 угла и по 4 стороны. Этим они похожи. Посмотрите,
одинакового ли размера стороны прямоугольника. Есть ли у него равные стороны?
Сколько их? Как проверить? Согните прямоугольник вот так, противоположной
стороной к стороне. (Показывает.) Равны ли 2 противоположные стороны? Да, они
равны, они точно совпали. Теперь посмотрим, равны ли 2 другие противоположные
стороны». Педагог проводит сначала рукой вдоль этих сторон, а затем, сгибая
прямоугольник, совмещает их. Дети одновременно сгибают свои прямоугольники.
Выясняют, что, и другие 2 противоположные стороны равны. Затем проверяют
равенстве соседних сторон. Приложив их друг к другу (как показывает
воспитатель), дети убеждаются, что «дна сторона выступает. «Значит, — делает
вывод педагог, — соседние стороны не равны. Сравните сами и другие стороны.
Равны соседние стороны или нет?»
Воспитатель обобщает ответы детей: «Соседние стороны
не равны» — и задает вопросы: «По сколько же равных сторон у прямоугольника?
Что можно сказать о размере сторон квадрата? Как проверить, все ли стороны
квадрата равны? Верно, можно сгибать квадрат, прикладывая одну сторону к
другой, и увидеть, равны ли они. Проверьте, равны ли стороны квадрата».
Вызывает 1—2 ребят. Затем спрашивает: «Чем отличается квадрат от
прямоугольника?» «Верно, у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника по 2
противоположные стороны равны, — уточняет педагог ответы детей.— Теперь выясним,
чем похожи квадрат и прямоугольник. («У квадрата и прямоугольника по 4 угла и
4 стороны».) Что же мы узнали о квадрате и прямоугольнике?»
2-я часть. Педагог объясняет задание: «Будем учиться
идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно
пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать
вас по одному и говорить, в каком направлении надо идти и сколько шагов
сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то
придете к положительному результату». Педагог вызывает ребенка и предлагает
ему, например, сделать 6 шагов вперед и повернуть налево, сделать 4 шага и
найти игрушку. Одному ребенку поручают назвать игрушку и описать ее форму, всем
детям — назвать предмет такой же формы. (Задание дают по частям.) Всего
вызывают 5—6 детей. |