Цель. Учить детей видеть, равное количестве» разных
предметов и отражать это в речи: предметов по 5, по 6 и т. д.; закрепить умение
отсчитывать определенное количество предметов по образцу и по названному числу;
пользоваться приемом, поштучного сопоставления предметов для установления
равенства численности
множеств; раскладывать предметы: рядами,
один под одним, действуя правой рукой слева направо.
Демонстрационный материал: фланелеграф, 5 больших и 5
маленьких кругов; счетная линейка.
Раздаточный материале карточки с 3 свободными полосками.
На столах подносы с мелкими игрушками 3 видов. (По 8—9 игрушек каждого вида
на ребенка.)
Ход занятия.
1-я. часть. «Сегодня утром, когда я ехала в детский) сад, —
рассказывает воспитатель, — в трамвай вошли школьники. Среди них были мальчики
и девочки. Подумайте и ответьте, больше, была мальчиков или девочек, если
девочек я обозначила большими кругами, а мальчиков — маленькими». Педагог
указывает на фланелеграф, не котором $ больших: кружков и 5 маленьких расположены вперемешку.
Выслушав объяснения детей, воспитатель спрашивает: «А
как сделать, чтобы еще быстрей увидеть, что мальчиков и девочек было поровну?»
Вызванный ребенок раскладывает круги в 2 ряда, один под одним. Внимание детей
обращается на то, что круги теперь находятся точно один под одним и хорошо
видно, что больших кругов столько же, сколько маленьких, значит, мальчиков и
девочек было поровну. «Сколько всего было школьников? Давайте все вместе сосчитаем
все круги!»
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель сообщает, что на данном занятии дети будут учиться отсчитывать
одинаковое число разных игрушек, предлагает им положить перед собой карточку и
говорит: «На верхнюю полоску карточки вы положите столько же одинаковых
игрушек, сколько самолетиков покажется в окошечках счетной линейки. На среднюю
полоску положите столько же других игрушек, сколько игрушек у вас на верхней
полоске, а на нижнюю полоску положите такое же число, но других игрушек». Затем
предлагает 1—2 детям повторить задание, помогает им дополнительными вопросами
и открывает 6 окошечек. Когда дети выполнят задание, 2—3 из них воспитатель
предлагает рассказать, по сколько и каких игрушек у них на каждой, полоске. Задает
вопросы: «Как расставлены игрушки и почему? По сколько разных игрушек вы
взяли?»
Далее детям предлагается еще 2 аналогичных задания.
Выполняя второе задание, дети отсчитывают предметы по образцу, третье — по
названному числу. («Отсчитайте
по 4 игрушки трех видов».)
Педагог побуждает детей называть не только количество
игрушек разного вида, но и делать обобщение, указывая, по сколько разных
игрушек взял»: (по 7, по 9). |