Цель. Закрепить умение видеть равное количество разных
предметов, отсчитывать предметы и раскладывать их точно друг под другом,
отражать в речи равенство количества предметов в группах; закрепить умение
вести счет предметов, в том числе по-разному расположенных, упражнять в счете
предметов на ощупь.
Демонстрационный материал: стол, на котором стоят 3
группы игрушек, состоящие из 5, 6 и 7 шт., рядом с каждой группой стоит карточка
с кружками. (Число кружков на карточке не соответствует числу игрушек.) 10
мелких пуговиц.
Раздаточный материал: карточки с 3 свободными полосками
и пеналы с моделями геометрических фигур.
Ход занятия.
1-я часть. Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами
еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает
на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек
поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек.
Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы 2—3
детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую
карточку. Организует проверку. Дети по очереди (2 ребенка) пересчитывают
игрушки одной из групп и кружки на приставленной к ней карточке. Последнюю
группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
В заключение он говорит, что теперь карточки
расставлены правильно: «Здесь (показывает)—5 игрушек, а на карточке — 5
кружков, игрушек и кружков поровну — по 5; здесь — 7 игрушек (показывает) и 7
кружков, поровну — по 7». И т. д.
2-я часть (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель предлагает: «Дети, сейчас вы еще раз поучитесь сами делать так,
чтобы разных предметов было поровну, но раскладывать на 3 полоски будете не
игрушки, а геометрические фигуры, кто какие хочет. Я буду называть разные числа
детям, сидящим в разных рядах. Старайтесь хорошо запомнить, по сколько разных
фигур вам надо отсчитать. Не забудьте: на каждую полоску надо положить
одинаковые фигуры. Начинать работу надо только тогда, когда я разрешу.
Послушайте задание: сидящие в первом ряду положат по 8 разных фигур, во втором
ряду — по 6, в третьем — по 7, в четвертом — по 5». Вызывает по 1 ребенку из
каждого ряда и просит их сказать, по сколько разных игрушек им надо отсчитать.
В ходе работы он поощряет тех детей, кто старается,
работает быстро, призывая остальных не отставать.
После
выполнения детьми задания
воспитатель вызывает по 1-2 ребенка из каждого ряда и предлагает
им рассказать, что они сделали. Он следит, чтобы дети называли число фигур
каждого вида и делали обобщение: всех фигур по 6, по 7 и т. д.; побуждает
детей использовать разные формулировки ответа. Оценивая правильность
выполнения детьми задания, он отмечает тех, кто хорошо запомнил число, сделал
все быстро и точно, четко и понятно рассказал о том, что сделал, указывает, кто
какие ошибки допустил. Дает еще 2 аналогичных задания.
В заключение педагог отмечает: дети увидели, что можно
взять поровну любое число разных предметов: по 4, по 5 и т. д.
3-я часть. Дети упражняются в счете пуговиц на ощупь
перекладыванием их из руки в руку. Вызывают 4—5 ребят. Ребенку, который
проверял другого, предлагают выполнить столько движений (подпрыгнуть, присесть
и др.), сколько было пуговиц.
Вне занятий можно провести игру «Пошли, пошли,
пошли...» с использованием карточек, на которых нашито от 6 до 10 пуговиц. |