Цель. Закрепить у детей умение делить целое на 2 и 4
равные части путем складывания; закрепить представление о том, что половиной
называют одну из 2 равных частей; активизировать в речи детей слова и
выражения: пополам, две (четыре) равные части, половина, одна, из четырех
(двух) частей; научить определять, какой формы получаются части при делении на
равные части моделей квадрата и прямоугольника разными способами, получать
части разной формы; учить находить местоположение слева и справа от объекта.
Ход занятия.
1-я часть. Дети упражняются в складывании и делении
предметов на 2 и 4 равные части.
Одному ребенку предлагают разделить бумажный
прямоугольник на 2 равные части. Выясняют, что для этого надо сложить
прямоугольник пополам, стороной к стороне. После того как ребенок выполнит задание,
задают вопросы: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих
2 частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать,
что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на 4
равные части?»
Затем ребенок складывает прямоугольник дважды пополам.
Воспитатель задает вопросы: «Сколько частей получилось? Как ты разделил
прямоугольник на 4 равные части? Какой формы эти части? Что больше: целый
прямоугольник или 1 из 4 его частей? Сколько всего таких частей?»
2-я часть (работа с раздаточным материалом). У каждого
ребенка по 4 квадрата из бумаги. (Квадраты одинакового размера.)
Воспитатель дает задание: разделить 1 квадрат на 2
равные части, сложив его стороной к стороне, а потом другой квадрат разделить
на 4 равные части.
Каждый раз он задает вопросы: «Что сделали? Как
разделили? Какой формы получились части? Что больше (меньше): целый квадрат
или! 1 из 2 (4) его частей?» Далее предлагает детям взять еще 1 квадрат
(третий) и подумать, как надо сложить его, чтобы разделить на 2 равных
треугольника. Выясняют, что квадрат надо сложить пополам углом к углу; педагог
задает вопросы: «Как сложили квадрат? Сколько получи! лось частей? Какой формы
эти части? Можно ли эти части назвать половинами и почему?»
Воспитатель предлагает детям взять четвертый квадрат и
разделить его на 4 равных треугольника. Предварительно уточняет, как это
сделать.
После того как дети выполнят задание, задает вопросы:
«Что сделали? Какой формы получились части?»
Затем детям предлагает обвести пальцами каждую из 4
частей. Выясняет, усвоили ли дети, что больше, что меньше: целый квадрат или часть,
сколько всего таких частей.
3-я часть. Воспитатель по очереди вызывает детей и
указывает, где они должны встать: «Лена, встань слева от меня; Оля, встань
справа от меня; Коля, встань справа от Оли...» И т. д.
В заключение просит детей назвать, кто где стоит. |